Метровые мусорные кучи муравьев-листорезов Atta colombica оказались сильными источниками метана и закиси азота, мощных парниковых газов — это может объяснить колебания концентраций этих газов в районах, где живут муравьи. Исследование об этом опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Муравьи-листорезы выращивают в своих муравейниках грибы на субстрате из пережёванной листовой массы. Неподалеку от муравейников они создают большие кучи мусора из листьев, муравьиных экскрементов, трупов сородичей и бактерий, размер которых может достигать нескольких кубических метров. В год в такую кучу, по оценкам ученых, попадает до 70 килограммов углерода и около 4,5 килограмма азота.
Фиона Сопер (Fiona Soper) из университета штата Монтана и ее коллеги работали на юго-западе Коста-Рики. В тропических лесах на площади около четырех квадратных километров они осмотрели и изучили 22 муравейника Atta colombica и их мусорные кучи. Ученые замеряли потоки газов от куч, а также взяли образцы для анализа процессов, происходящих в куче, в лабораторных условиях.
Группа Сопер выяснила, что во влажных и бедных кислородом условиях мусорной кучи размножающиеся там бактерии вырабатывают большое количество метана и закиси азота. Концентрация метана рядом с кучами была в 20 раз выше фоновой для леса, а концентрация закиси азота местами в 1000 раз и более превышала фоновую. По этим параметрам муравьиные кучи оказались сопоставимы со станциями очистки сточных вод или лагунами-навозохранилищами.
Исследователям не удалось понять, почему выбросы закиси азота от разных куч отличались на несколько порядков, они предполагают, что это может быть связано, в частности, с микроклиматом и качеством листвы, которую использовали листорезы. Ученые также затрудняются сказать, как мусорные кучи влияют на климат, потому что оценить общий объем выбросов парниковых газов от куч 40 с лишним видов муравьев-листорезов практически невозможно. Зато, возможно, им удалось объяснить сильные колебания концентрации метана и закиси азота в тропических лесах, которые показывали другие исследования.
Ранее американские биологи и энтомологи установили, что муравьи Mystrium camillae могут совершать самые быстрые движения в животном мире. Они способны щелкать жвалами со скоростью более 90 метров в секунду или 320 километров в час, что существенно быстрее, чем предыдущие рекордсмены, муравьи-одонтомахусы, челюсти которых напоминают капканы.
Ольга Добровидова
Эту летучую мышь из Бразилии не видели с 1916 года
Бразильские зоологи переоткрыли странного кожана (Histiotus alienus). Эта летучая мышь из семейства гладконосых (Vespertilionidae) была описана по единственному экземпляру, добытому в штате Санта-Катарина на юге Бразилии в 1916 году. После этого ученые не встречали ее больше ста лет. Однако в ноябре 2018 года команда специалистов под руководством Винисиуса Клаудио (Vinícius C. Cláudio) из Института Освалду Круса во время работ по изучению рукокрылых в заповеднике в штата Парана поймала необычного самца летучей мыши из рода Histiotus, который отличался от представителей всех известных им видов окраской, а также размером и формой ушей. Исследователи сохранили особь в спирте для музейной коллекции, после чего, изучив образец внимательнее, пришли к выводу, что перед ними давно потерянный странный кожан. Сравнение с единственным известным до сих пор экземпляром, который хранится в Музее естественной истории в Лондоне, подтвердило эту догадку. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала ZooKeys. Клаудио и его соавторы отмечают, что вторая встреча со странным кожаном произошла примерно в 280 километрах к западу от первой и в другой экологической зоне. Если голотип данного вида рукокрылых был добыт в атлантическом лесу, то новый экземпляр — на травянистой равнине с фрагментами араукариевого леса. Обе эти экосистемы быстро исчезают под натиском цивилизации, что может поставить будущее странного кожана под угрозу. При этом о его образе жизни неизвестно практически ничего. По мнению исследователей, чтобы больше узнать о странных кожанах, нужно провести тщательный анализ музейных коллекций рукокрылых, собранных в Южной Бразилии: возможно, в них есть неправильно определенные экземпляры данного вида.