Подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт совместно с конструкторским бюро «ВР-Технологии» провел продувочные испытания несущего винта перспективного легкого многоцелевого вертолета VRT500. Согласно сообщению холдинга «Вертолеты России», в состав которого входят «ВР-Технологии», состоявшиеся проверки признаны полностью успешными.
Несущий винт вертолета фактически выполняет функцию крыла, обеспечивая летательный аппарат подъемной силой. Продувочные испытания этой конструкции позволяют оценить ее основные характеристики на разных режимах полета. Кроме того, с помощью таких проверок можно выявить и стабильность конструкции при полетах на разных углах атаки.
Перспективный вертолет VRT500 проектируется по соосной схеме, в которой несущие винты, вращающиеся в противоположные стороны, расположены на одной оси. При неправильном расчете конструкции несущего винта такого вертолета при маневрировании может произойти перехлест лопастей нижнего и верхнего винтов. Продувочные испытания позволяют проверить и подверженность конструкции перехлесту.
Продувочные испытания несущего винта VRT500 проводились в аэродинамической трубе Т-101, самой большой в Европе. Испытания проводились в набегающем потоке воздуха, скорость которого составляла 136 километров в час. Исследователи производили управление винтом как по шагу, так и по каналам продольного и поперечного управления. Винт выдержал все нагрузки.
Продувочные испытания VRT500 проводятся с июля 2018 года. Успешное прохождение этих испытаний позволит выбрать одну из аэродинамических компоновок, завершить проектирование и приступить к сборке первого летного образца новой машины.
Разработка нового вертолета началась весной прошлого года. VRT500 станет первым российским однодвигательным легким вертолетом в классе легких машин массой до двух тонн. Масса вертолета составит 1,6 тонны. Как ожидается, машина сможет перевозить до пяти пассажиров или грузы массой 730 килограммов. Дальность полета вертолета составит 860 километров на скорости 250 километров в час.
Перспективный летательный аппарат, как ожидается, получит изогнутые углепластиковые лопасти несущих винтов, сконструированные таким образом, чтобы снизить шум вращающихся роторов. В конструкции фюзеляжа также планируется широкое использование композиционных материалов. Машина получит полностью «стеклянную» кабину пилотов.
VRT500 планируется выпускать в нескольких версиях, включая пассажирскую, грузовую, учебную и медицинскую. Как ожидается, первый полет легкого вертолета запланирован на 2019 год, а начало серийного выпуска машины — на 2021 год.
Наиболее распространенными типами легких вертолетов на мировом рынке сегодня являются Robinson R44 и R66, Bell 206, Enstrom F-28 и F-280, а также MD Helicopters MD 500. В настоящее время «Вертолеты России» не выпускают однодвигательных легких вертолетов. Двухдвигательными представителями российских машин такого класса, выпускаемыми холдингом, являются «Ансат» и Ка-226.
Василий Сычёв
Бразильская компания Desaer разработает гибридный самолет ATL-100H. Как сообщает New Atlas, он будет взлетать и набирать высоту преимущественно за счет электромоторов, а в крейсерском режиме по большей части использовать турбовинтовые двигатели.