Археологи нашли в Саккаре нетронутую гробницу жреца

Во время раскопок в египетском некрополе Саккара археологам удалось обнаружить хорошо сохранившуюся гробницу времен правления фараона Нефериркара Какаи, сообщает в фейсбуке Министерство по делам древностей. В гробнице древнеегипетского жреца Уахти (Wahtye) обнаружили богатую роспись на стенах и более пятидесяти статуй.

Раскопки в районе поселения Саккара, которое находится южнее Каира, ведутся с начала XX века. Здесь находится старейший некрополь Мемфиса — древнего города, который в течение нескольких тысячелетий до появления Александрии был важным культурным, административным и торговым центром Египта. В некрополе хоронили знатных людей вплоть до начала римской эпохи, но иногда попадаются и более примечательные захоронения — например, археологи также находили здесь порядка восьми миллионов мумий собак. Исследовательская группа, которую возглавляет доктор Мустафа Вазири, до обнаружения гробницы жреца занималась исследованиями других захоронений в этой области.

Усыпальницу жреца обнаружили еще в ноябре, во время раскопок на кладбище животных, однако гробница была запечатана и на то, чтобы попасть внутрь, ушел еще месяц. Над входом археологи нашли притолоку с тремя рядами иероглифов — здесь указано имя покойного и его титулы. Усопший занимал высокие посты, был царским жрецом и смотрителем священной ладьи.

Внутри усыпальницы ученые обнаружили 18 ниш с вырубленными в скале и раскрашенными статуями, которые изображают самого покойного и членов его семьи, всего таких статуй 24. Кроме того, в нижней части гробницы находятся еще 26 ниш меньшего размера, внутри которых археологи нашли 31 статую неизвестных людей, которые сидят в позе писца или стоят.

Найденные на стенах гробницы росписи, по словам доктора Вазири, содержат имена жены и матери покойного. Археологи нашли многочисленные изображения усопшего с его семьей, сцены изготовления вина и керамики, музыкальных представлений, охоты и производства погребальной мебели.

В целом гробница состоит из прямоугольного холла площадью порядка 30 квадратных метров и подвального помещения в конце. Захоронение включает в себя пять погребальных шахт. Археологам пока неизвестно их содержимое, ученые планируют продолжать раскопки. Кроме того в гробнице нашли две ложные двери для покойного и его матери — подобные «обманки» символически соединяли мир мертвых с миром живых.

В ноябре этого года мы уже писали об обнаружении звериного некрополя в Саккаре. Археологи нашли семь гробниц времен Древнего Царства и позднего периода, в шести из них оказались мумифицированные животные.

Наталия Каланова