Российский биопринтер на МКС начал печатать живыми клетками

Космонавт Олег Кононенко начал эксперимент с российским биопринтером «Орган.Авт» на борту Международной космической станции. Он создаст из клеточных сфероидов ткань хряща и конструкт щитовидной железы мыши, сообщил N+1 Иван Константинов, представитель 3D Bioprinting Solutions.

Биопринтер «Орган.Авт» был разработан специально для работы в невесомости. Он работает с клеточными сфероидами диаметром около пары сотен микрометров, состоящими из живых клеток. Поскольку печать должна происходить в невесомости, принтер не выталкивает сфероиды через сопло, а собирает их в центр печатающей области с помощью магнитного поля. В августе мы встретились с разработчиками принтера и подробно рассказали о принципе его работы и о том, каких результатов позволит достичь такое устройство на орбите.

Первый экземпляр принтера должен был попасть на МКС еще 11 октября на борту космического корабля «Союз МС-10», но этот запуск закончился аварией. Во время отделения боковых ускорителей от ракеты один из них задел центральный блок и повредил двигательную установку. Из-за этого полет пришлось прекратить и посадочный модуль с космонавтами приземлился в Казахстане вскоре после запуска. Перед запуском сам биопринтер и кюветы с материалом печати были распределены по разным модулям «Союза» — принтер расположился в бытовом отсеке, а кюветы поместили в спускаемый аппарат. При аварии, в соответствии с логикой работы системы спасения, спускаемый аппарат отделился от бытового отсека и опустился на парашюте, бытовой отсек парашютами не оснащен, и был при падении сильно поврежден. Хотя биопринтер был поврежден при падении, он частично сохранил работоспособность.

Специалисты компании изготовили второй экземпляр биопринтера и он был успешно доставлен на МКС на борту «Союза», который стартовал 3 декабря.

Олег Кононенко, отвечающий за проведение эксперимента, сформирует с помощью принтера хрящевую ткань и конструкт щитовидной железы мыши. Затем их поставят в инкубатор, чтобы стянутые в центр сфероиды срослись друг с другом и дозрели до состояния единого конструкта. Затем в кюветы впрыснут формальдегид и отправят обратно на Землю для изучения в лаборатории. Сам «Орган.Авт» останется на МКС, и его в дальнейшем смогут использовать для своих экспериментов и другие исследовательские организации.

Бионические кораллы напечатали на принтере