Национальная технологическая инициатива «Автонет» разработала список рекомендаций для водителей и пешеходов, которые встретят беспилотные автомобили на российских дорогах. Среди рекомендаций есть просьба не обращать внимание на такой транспорт, не перебегать дорогу прямо перед ним, а также не носить одежду, которая может помешать беспилотнику воспринимать дорожную обстановку, сообщает РИА Новости.
Несмотря на то, что беспилотные автомобили некоторых компаний уже достигли достаточно высокого уровня, и умеют справляться с большей частью дорожных ситуаций, многие нестандартные случаи даются беспилотникам текущего поколения нелегко. Зачастую такие ситуации возникают из-за того, что беспилотный автомобиль четко соблюдает правила дорожного движения, а дорожные условия и поведение других водителей им не соответствуют. В таких ситуациях беспилотник, как правило, останавливается или тормозит, что сильно снижает среднюю скорость движения по городу.
Поскольку с 1 декабря в России начался масштабный эксперимент по испытанию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования Москвы и Татарстана, специалисты из Национальной технологической инициативы «Автонет» разработали список рекомендаций для водителей и пешеходов, которые могут столкнуться с непривычным для них транспортом. Большая часть рекомендаций касается соблюдения текущих правил дорожного движения. Например, на светофоре не рекомендуется ехать на желтый сигнал светофора, а на пешеходных переходах не стоит пользоваться уступчивостью беспилотников и выбегать на переход прямо перед ними.
Часть рекомендаций предписывает водителям и пешеходам не отвлекаться на беспилотник, к примеру, снимая его на камеру. Интересно, что документ рекомендует не обращать внимание на беспилотник, несмотря на то, что для них подготовили специальный знак «Автономное вождение». Также «Автонет» советует не мешать водителю-испытателю, который обязательно должен находиться в салоне беспилотного автомобиля. Кроме того, в списке есть рекомендация не надевать одежду и аксессуары, которые могут ограничить восприятие обстановки беспилотником. По-видимому, под этим пунктом имеются ввиду элементы из светоотражающих или других материалов, которые могут быть неправильно восприняты лидаром или другими датчиками автомобиля.
Предполагается, что эксперимент по испытанию беспилотных автомобилей на российских дорогах завершится в марте 2022 года, а собранный за три года опыт позволит разработать поправки в законодательство, необходимые для свободного использования беспилотных автомобилей на дорогах. Советник руководителя «Автонета» Роман Малкин рассказал, что среди поправок будут и нормы, описывающие взаимодействие людей с беспилотными автомобилями.
Хотя государственный эксперимент по испытанию беспилотных автомобилей начался 1 декабря, некоторые компании уже достаточно давно тестируют беспилотники на российских дорогах. Например, «Яндекс» развернул в Сколково зону работы беспилотного такси. Недавно мы встретились с руководителями проекта беспилотных автомобилей компании и узнали, как именно работает сервис беспилотного такси, как устроен самоуправляемый автомобиль «Яндекса» и когда начнется массовое использования нового вида транспорта.
Григорий Копиев
Компания планирует к 2027 году перейти к поездкам без водителя-испытателя
Яндекс планирует вернуть в Москву беспилотные такси. К концу 2026 года автопарк будет составлять около 150 новых автомобилей, а к концу 2027 года ожидается уже около 300 машин. Кроме того, компания планирует расширить беспилотный автопарк для грузоперевозок: сейчас их уже 50 единиц, но к концу 2026 года будет около ста (сборкой беспилотных грузовиков занимается компания «Автомобильное моторное общество»). Также ожидается, что принятие в будущем Федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволит к концу 2027 года перейти к перевозкам грузов и пассажиров без водителя-испытателя в салоне автомобиля. Об этом представители компании рассказали на Yandex Physical AI Conf.