Компании SpaceX не удалось поймать головной обтекатель ракеты Falcon 9 в сеть на судне «Мистер Стивен», однако он совершил мягкую посадку на воду, и компания планирует использовать его во время одного из будущих запусков, сообщил Илон Маск в своем твиттере. Основная часть миссии прошла успешно — ракета вывела на орбиту 64 спутника, а первая ступень, использованная в третий раз, приземлилась на баржу в океане. Трансляция запуска проходила на YouTube-канале SpaceX.
Головной обтекатель ракет семейства Falcon представляет собой высокотехнологичную конструкцию длиной 13 метров и диаметром 5,2 метра. Он состоит из алюминия и углеродного волокна, а его внутренняя поверхность покрыта панелями, защищающими полезную нагрузку от акустического и теплового воздействия при полете. Производство одного обтекателя обходится SpaceX в шесть миллионов долларов, что составляет десять процентов от коммерческой цены запуска Falcon 9 с посадкой первой ступени.
С 2017 года SpaceX проводит экспериментальные посадки половин обтекателя для снижения себестоимости запусков в будущем. Изначально посадки производились прямо на поверхность океана, а с начала 2018 года SpaceX стала использовать для этого судно «Мистер Стивен» с четырьмя опорами, между которыми натянута большая сеть. После отделения створок обтекателя от ракеты они снижались и на высоте нескольких километров выпускали управляемые парашюты, которые, опираясь на сигналы GPS, направляли их к судну.
Ни одна из нескольких попыток не закончилась попаданием обтекателя в сеть, хотя во время одного из тестов половина обтекателя приземлилась всего в 50 метрах от судна. Летом 2018 года компания в четыре раза увеличила площадь сети на судне, но и это не помогло поймать обтекатель, хотя экипаж судна снова доложил, что видел его падение на морскую поверхность.
Во время нового запуска компании также не удалось направить головной обтекатель в сеть судна, но он совершил мягкую посадку неподалеку. Инженеры компании почти сразу приступили к подъему половин головного обтекателя на борт. Илон Маск заявил, что компания планирует высушить обтекатель после непродолжительного контакта с водой и использовать его во время одного из будущих запусков SpaceX.
После разработки последней модификации ракеты Falcon 9 инженеры SpaceX сосредоточились на создании сверхтяжелой ракеты BFR. Она изначально проектируется как полностью многоразовая, а головной обтекатель в ее грузовой версии не сбрасывается после выхода из атмосферы, а лишь временно открывается для выпуска полезной нагрузки. Компания уже приступила к изготовлению полноценного прототипа второй ступени и планирует начать его летные испытания в 2019 году.
Григорий Копиев