В Московской области нашли череп мамонта с кладом кремневых орудий внутри

Археологи обнаружили на палеолитической Зарайской стоянке в Московской области жилище древнего человека, бифасиальный наконечник и множество костей мамонтов, в том числе череп с кладом из кремневых орудий внутри. О находках рассказывается на сайте Министерства культуры Московской области.

Зарайская стоянка находится на мысу, образованном излучиной реки Осетр и большим оврагом. Местные жители давно находили здесь кремневые орудия и кости животных, но впервые раскопки начались здесь в 1980 году. Оказалось, что в период с 23-22 тысячи лет назад и до 17-15 тысяч лет назад здесь находилась палеолитическая стоянка. Люди, возможно, несколько десятков человек, жили здесь периодически, сохранились слои соответствующие четырем этапам заселения стоянки. Археологи уже находили здесь жилища-полуземлянки, которые, предположительно, перекрывали бивнями мамонта и шкурами, ямы-хранилища, и маленькие ямки-кладики, очаги. На стоянке были найдены кости копытных, зайца, птиц и множество костей мамонтов, и хотя, по-видимому, обитатели стоянки охотились на мамонтов, такое количество животных они добыть не могли. К тому же некоторые останки мамонтов намного древнее, чем культурные слои. По предположению археологов, рядом было кладбище мамонтов, на котором древние люди забирали кости и использовали их в качестве топлива и стройматериалов.

На стоянке археологи обнаружили несколько тысяч артефактов, в основном орудия: костяные мотыги для копания земли, каменные ножи, наконечники копий, скребки, острия. Среди наиболее значительных находок — ожерелье из зубов песца, а также вырезанная из бивня мамонта «палеолитическая Венера» и статуэтка бизона.

На днях исследователи из Института археологии РАН под руководством кандидата исторических наук Сергея Льва подвели итоги полевого сезона 2018 года. В этом году ученые обнаружили культурный слой, в котором сохранились кости мамонтов, очаг, наполненный пережженными костями животных, следы охры и угля. Кроме того, археологи нашли жилище первобытного человека и череп мамонта с кладом — кремневыми орудиями и заготовками для орудий. Уникальной находкой оказался листовидной бифасиальный наконечник, до сих пор их на стоянке не находили.

Зарайская стоянка не единственное место в Московской области, где находят палеолитические артефакты. В прошлом году археологи нашли в центре Москвы кремневый резец и каменный скребок эпохи неолита.

Южноафриканских людей среднего каменного века заподозрили в ношении обуви