Исследовательская лаборатория авиационного оборудования при министерстве обороны Японии провела испытания перспективного турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой FX9-1, разработанного в рамках программы по созданию силовой установки для перспективного истребителя F-3. Как пишет портал Wing, во время проверок специалисты вывели двигатель на максимальную тягу с включением форсажной камеры. В ходе проверок тяга двигателя составила 15 тысяч килограммов-силы, или 147 килоньютонов. Испытания признаны успешными.
Японские военные занимаются проработкой параметров истребителя F-3 с начала 2010-х годов. В рамках этой программы проводятся опытно-конструкторские работы в области создания радиолокационной станции, демонстратора технологий боевого самолета и двигателя для истребителя. Изначально работы по проекту боевого самолета, который может заменить устаревшие Mitsubishi F-2, планировалось начать в 2016-2017 годах, но эти сроки перенесли на неопределенный срок. Первый летный образец нового самолета планировалось поднять в воздух в 2024-2025 году.
Перед испытаниями на максимальную тягу специалисты провели проверки газогенератора силовой установки. Во время этих испытаний проверялись и температурные режимы в разных частях газогенератора. В частности, рабочая температура в зоне турбины высокого давления, находящейся сразу за камерой сгорания, составила расчетные 1800 градусов Цельсия, или около 2073 кельвинов. Испытания двигателя проводятся в полном сборе включая блок стартера-генератора мощностью 80 киловатт. Другие подробности проводящихся проверок пока не раскрываются.
Диаметр вентилятора нового двигателя составляет один метр, а его общая длина — 4,8 метра. Силовая установка способна развивать тягу до 108 килоньютонов и до 147 килоньютонов в режиме форсажа. Ранее сообщалось, что XF9-1 будет состоять из нескольких каскадов: трех — в зоне вентилятора, шести — в зоне компрессора высокого давления и по одному в зонах турбин высокого и низкого давления. Турбины будут вращаться в противоположных направлениях. Новые материалы позволят довести температуру газов в зоне турбины высокого давления до 2070 кельвинов (около 1800 градусов Цельсия).
При производстве турбины планируется использовать керамические матричные композиты с кремниево-углеродным волокном. Лопатки статора и ротора турбины планируется сделать из монокристаллического сплава на основе никеля, а диск турбины — из никель-кобальтового сплава. Вероятно, лопатки будут выполнены полыми для реализации системы их охлаждения во время работы двигателя. Другие подробности о перспективной силовой установке не раскрываются.
Ранее японские военные обнародовали список требований к перспективному истребителю F-3. В частности, боевой самолет должен будет нести и запускать беспилотные летательные аппараты. Они будут использоваться в качестве дополнительных сенсоров, удаляющихся от самолета-носителя на некоторое расстояние и обнаруживающих наземные и воздушные цели противника. Новый истребитель должен будет выполнять полеты на скорости до двух чисел Маха (около 2,5 тысячи километров в час).
Василий Сычёв
Лондон и Токио договорились вместе разработать демонстратор двигателя для своих истребителей следующего поколения. Как сообщило британское министерство обороны, работа над проектом начнется в следующем году. В нем примут участие Rolls-Royce, BAE Systems, Mitsubishi Heavy Industries и Ishikawajima-Harima Heavy Industries.