Правительство Японии намерено отложить на неопределенный срок принятие решения о начале разработки нового истребителя проекта F-3, который в будущем должен будет заменить устаревшие боевые самолеты Mitsubishi F-2. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на четыре источника, знакомых с военным планированием. Причиной для отсрочки стала необходимость пересмотреть планы развития сил самообороны страны в связи с возросшей военной активностью Северной Кореи и Китая. Если старт проекта действительно будет отложен, работы над новым истребителем в Японии вероятнее всего не начнутся на протяжении ближайших пяти лет.
Истребители F-2 поступили на вооружение Воздушных сил самообороны Японии в 2000 году. Серийно эти самолеты выпускались с 1996-го по 2011 год. Эти самолеты разрабатывались совместно с американской компанией Lockheed Martin, а за и основу были взяты американские истребители F-16 Fighting Falcon. По сравнению с базовым самолетом F-2 получил удлиненный фюзеляж, а также крыло и горизонтальное хвостовое оперение большей площади. В целом участие Японии в совместном с США проекте F-2 составило 60 процентов. По оценке японских военных, замена устаревшим F-2 потребуется к 2030 году.
Длина истребителя F-2 составляет 15,5 метра, размах крыла — 11,1 метра, а высота — 4,9 метра. Боевой самолет имеет максимальную взлетную массу 22,1 тонны. F-2 может выполнять полеты на скорости до 2,1 тысячи километров в час, а его боевой радиус составляет около 500 километров. Истребитель вооружен 20 миллиметровой авиационной пушкой и оснащен 11 точками подвески для ракет, бомб и контейнеров с разведывательным оборудованием. По данным Flightglobal MiliCAS, на вооружении Воздушных сил самообороны Японии сегодня стоит 81 истребитель F-2.
Проект разработки истребителя F-3 оценивается в 40 миллиардов долларов. Изначально власти Японии планировали принять решение о начале программы разработки самолета в 2018 году. Один из источников Reuters отметил, что если решение о начале разработки не будет принято в первой половине 2018 года, это будет означать, что финансирование программы не будет включено в пятилетний план оснащения Сил самообороны Японии. Последний вступит в силу в апреле 2019 года. Дополнить документ уже после его принятия будет практически невозможно.
Ранее Общество японских авиационно-космических компаний обратилось к министерству обороны Японии с просьбой как можно раньше запустить проект разработки истребителя F-3. В обществе утверждают, что это позволит сохранить в стране компетенции в создании боевых самолетов — конструкторы, в 1980-1990-х годах участвовавшие в проекте разработки F-2 смогут поделиться с новым поколением своим опытом. Со стороны Японии в проекте F-2 участвовали 340 конструкторов. Сегодня всего 20 процентов тех конструкторов продолжают трудиться в авиационной промышленности Японии, а остальные перешли в другие компании или вышли на пенсию.
В конце 2000-х — начале 2010-х годов в Японии был разработан проект демонстратора технологий истребителя пятого поколения X-2, также известного как ATD-X Shinshin. Этот самолет совершил первый полет в апреле прошлого года. В настоящее время проект приостановлен, поскольку его основная цель считается достигнутой — самолет совершил несколько полетов и доказал, что японские конструкторы способны проектировать боевые летательные аппараты. Технологии и наработки, полученные в рамках проекта X-2 планируется использовать при разработке истребителя проекта F-3.
X-2 оснащен управляемым вектором тяги — за отклонение реактивной струи отвечают по три «лепестка» у сопла каждого двигателя. Длина Shinshin составляет 14,2 метра, а размах крыла — 9,1 метра. Самолет, разработка которого оценивается в 325 миллионов долларов, оснащен двумя двигателями XF5-1, разработанными японской корпорацией IHI.
Василий Сычёв
Американский стартап Epirus представил противодроновый импульсный электромагнитный излучатель Leonidas Pod. Он устанавливается на дроны.