БАК снова начал эксперименты с ядрами свинца

Физики, работающие с Большим адронным коллайдером, впервые с 2015 года начали эксперименты со столкновениями ядер свинца, которые продлятся чуть более трех недель. Это последний запуск БАК перед остановкой ускорительного комплекса на два года для апгрейда, говорится в сообщении на сайте ЦЕРН.

Обычно на Большом адронном коллайдере разгоняют пучки протонов. В ускорителе они «набирают» огромную энергию (порядка десяти тераэлектронвольт), а затем сталкиваются, а ученые наблюдают за рождением новых частиц-осколков. Однако каждый год ученые уделяют немного времени работы коллайдера, чтобы провести «нетипичные» столкновения других заряженных частиц и обработать их результаты.

До этого столкновения ядер свинца на БАК проводили в 2015 году. Новые эксперименты стартовали вечером в четверг, когда все четыре детектора коллайдера (ALICE, ATLAS, CMS и LHCb) зарегистрировали первые столкновения с энергией в 5,02 тераэлектронвольта на каждую сталкивающуюся пару протонов и нейтронов. Как и ранее, эти столкновения позволят ученым исследовать кварк-глюонную плазму, состояние материи, которое, как считалось, существовало в первые мгновения после Большого взрыва. В этот раз коллаборация эксперимента ALICE, в частности, изучит поведение кваркониев — частиц из пары тяжелых кварка и антикварка.

Как отмечается в сообщении, в экспериментах 2018 года физики надеются достичь максимально возможной светимости, чтобы собрать как можно больше данных и подготовиться к дальнейшей работе. Последние столкновения пучков запланированы на 3 декабря, после чего БАК остановят на два года для технических работ по его модернизации.

Этим летом Большой адронный коллайдер впервые ускорил атомы — ядра свинца, связанные с одним электроном. Ученым удалось продержать пучок атомов внутри ускорителя 40 часов. До этого коллайдер работал только с ионами и частицами: протонами, ядрами ксенона и ядрами свинца. А в начале сентября Большому адронному коллайдеру исполнилось десять лет со дня официального запуска — предлагаем вам по этому случаю сыграть в нашу игру «С днем рождения, БАК!» и выяснить, сколько вы весите в бозонах Хиггса.

Физики впервые увидели распад бозона Хиггса на Z-бозон и фотон