Сколько вы весите в бозонах Хиггса: игра N + 1 и Издательства Яндекса
Десятого сентября исполняется десять лет со дня официального запуска Большого адронного коллайдера (БАК) — крупнейшего на планете и самого мощного ускорителя заряженных частиц. Коллайдер строили, чтобы, прежде всего, доказать существование бозона Хиггса — частицы, необходимой для подтверждения Стандартной модели физики элементарных частиц. В 2012 году частицу обнаружили. Тем не менее, у физиков осталось еще немало теорий и предсказаний, которые они хотят экспериментально подтвердить на БАК, и закрытие установке не грозит. В честь юбилея коллайдера мы предлагаем вам выяснить, какая часть вашей массы обеспечивается бозонами Хиггса. Введите значение в килограммах и нажмите кнопку «Узнать!»
А вот ролик, в котором объясняется, что такое Большой адронный коллайдер и зачем его построили.
Также мы решили ответить на некоторые вопросы, порой сложные и непростые, которые часто задают в интернете по поводу Большого адронного коллайдера.
Говорят, что бозон Хиггса понадобился теоретикам, потому что без него все элементарные частицы не могли иметь массу, то есть были бы безмассовыми, как фотон. А как это выяснилось, почему частицы оказались безмассовыми?
В Стандартной модели, которая фактически представляет собой квантовую теорию поля, все процессы описываются в терминах квантовых полей, а элементарные частицы отвечают колебаниям этого поля. Например, электромагнитные процессы описываются электромагнитным полем, колебаниями которого являются фотоны. Основной принцип этой модели — принцип симметрии. Другими словами, когда физики строили Стандартную модель, они предполагали, что поля останутся неизменными, если над ними произвести некоторые преобразования, сохраняющие симметрию модели (такие преобразования называют калибровочными). Подробнее о том, как такие простые требования помогают физикам построить теорию, можно прочитать в материале «На пути к теории всего».
Самый простой пример системы, которая обладает симметрией, — это цепочка взаимодействующих спинов (стрелочек), которые могут быть ориентированы либо вверх, либо вниз. Легко сообразить, что суммарная энергия такой конфигурации не изменится, если повернуть каждую стрелочку на 180 градусов — это преобразование эквивалентно развороту всей системы, которое не может сказаться на ее внутренней структуре. Симметрия полей Стандартной модели гораздо сложнее, однако принцип остается тем же. Например, наблюдаемые величины в электродинамике не изменятся, если сдвинуть 4-потенциал на полную производную от скалярной функции. Важно заметить, что эта симметрия не сохранялась бы, если бы фотоны в модели были массивными.
Так вот, теория электрослабого взаимодействия, расширяющая электродинамику, устроена похожим образом: чтобы сохранить симметрию модели, нужно потребовать, чтобы ее элементарные частицы — фотоны и векторные бозоны, — были безмассовыми. К сожалению, в действительности векторные бозоны массивны. Чтобы разрешить это противоречие и сохранить симметрию модели, нужно добавить в теорию новое скалярное поле. Если новое поле будет двигаться в потенциале, который имеет минимумы при ненулевой напряженности, оно «застрянет» в одном из минимумов, и все пространство заполнится однородным фоном, за который будут «цепляться» элементарные частицы. В результате на низких энергиях теория будет выглядеть так, будто частицы приобрели массу. Этот механизм в настоящее время называют механизмом Хиггса, а частицу, отвечающую колебаниям нового поля, — бозоном Хиггса. В то же время, на высоких энергиях массой частиц можно пренебречь, и симметрия теории восстанавливается.
Почему для поисков бозона Хиггса потребовалось создавать такую большую и дорогую установку — Большой адронный коллайдер? Как определили, что нужна именно такая?
Изначально ученые не знали, какую массу имеет бозон Хиггса — в Стандартной модели она является «свободным» параметром, который вводится в теорию «руками» и может быть определен только с помощью эксперимента. Всего таких параметров в Стандартной модели более 20, и объяснить, почему они приняли на практике строго определенные значения, ученые пока не могут. Тем не менее, можно было предположить, что бозон Хиггса очень тяжелый — его масса должна превышать массы векторных бозонов, лишь чуть-чуть не дотягивающие до ста гигаэлектронвольт. В самом деле, в настоящее время известно, что масса бозона Хиггса примерно равна 125 гигаэлектронвольт.
Ученые умеют получать такие массивные частицы только одним способом — разгонять менее массивные частицы (например, протоны) до огромных энергий с помощью ускорителя, а затем сталкивать их в надежде, что в продуктах реакции будут заметны следы новых частиц. Чем больше энергия столкновения, тем выше вероятность «увидеть» новую частицу. На всех установках, предшествовавших Большому адронному коллайдеру, эта вероятность была слишком низка, и ученые не могли подтвердить существование бозона Хиггса — и тем более не могли измерить его массу и другие параметры.
С другой стороны, удерживать частицы, разогнанные до околосветовых скоростей, очень сложно. В кольцевых коллайдерах, к числу которых относится Большой адронный коллайдер, заряженные частицы удерживаются с помощью сложной системы электромагнитных катушек, которые заставляют частицы поворачивать с помощью электромагнитных полей. Чем больше энергия частицы — тем больше должна быть напряженность магнитного поля, в котором она движется, и тем больше должен быть радиус кривизны ее траектории. Соответственно, стоимость ускорителя вырастает пропорционально энергии, которую он может получить. Например, длина ускорителя ISR, работавшего в 1971–1984 годах и ускорявшего протонные пучки до энергии около 31 гигаэлектронвольт, не превышала одного километра. Ускоритель «Теватрон», получавший пучки с энергией порядка тысячи гигаэлектронвольт, имел протяженность более шести километров. А Большой адронный коллайдер, протянувшийся почти на 27 километров, работает с энергией около 6,5 тысяч гигаэлектронвольт. Более короткий и дешевый ускоритель просто не смог бы получить бозон Хиггса.
Говорят, что вся Вселенная заполнена полем Хиггса — скалярным полем, которое «тормозит» все ускоряющиеся объекты. Но что поддерживает присутствие этого поля? Что является его источником?
Полю Хиггса не нужен источник, чтобы заполнить Вселенную, — этот процесс происходит «сам по себе», поскольку он энергетически выгоден. Потенциал поля Хиггса по своему виду напоминает «мексиканскую шляпу» — при нулевой напряженности поле Хиггса имеет локальный максимум, а при некотором ненулевом значении — минимум. Точнее, целый набор глобальных минимумов, отвечающих одинаковой напряженности поля, но отличающихся фазой. Как бы то ни было, полю выгодно «высадиться» в один из таких минимумов. Конечно, в некоторых областях пространства поле может сместиться из минимума и его напряженность будет отличаться от равновесной, однако такие конфигурации не смогут долго существовать. Если же раскладывать поле относительно равновесного значения, получится, что в модели появляются члены, совпадающие с членами, придающими массу элементарным частицам. Сильно упрощенное объяснение, как работает механизм Хиггса, можно найти в материале «Хиггсовский механизм в аналогиях».
Что случится, если поле Хиггса выключится?
Очень маловероятно, что поле Хиггса «выключится» — как уже отмечалось в предыдущем вопросе, это энергетически невыгодно, и области, в которых напряженность поля Хиггса внезапно упала бы до нуля, быстро возвратятся в равновесное состояние. Тем не менее, существует другая опасность, связанная с полем Хиггса, — процесс, известный как распад ложного вакуума. Дело в том, что аналогия с «мексиканской шляпой», описывающая напряженность поля Хиггса, в действительности не совсем верная. На самом деле «поля» шляпы не уходят бесконечно высоко после минимума, а загибаются вниз на достаточно большой энергии; в результате в модели возникает еще одно равновесное положение, энергия которого меньше энергии минимума, в котором мы живем. Такое положение называют истинным вакуумом, а текущее положение — ложным вакуумом. «Почувствовать» истинный вакуум в прямых экспериментах нельзя, однако теоретические расчеты подтверждают, что потенциал Хиггса имеет именно такую форму.
Конечно, для того чтобы поле «перескочило» из ложного вакуума в истинный, ему надо преодолеть очень высокий потенциальный барьер, а потому вероятность такого процесса крайне мала. По крайней мере, достоверно известно, что этот процесс так и не произошел за 13,8 миллиарда лет существования Вселенной (мы до сих пор живем в ложном вакууме!). Тем не менее, рано или поздно он должен будет произойти — и тогда огромная энергия поля Хиггса высвободится, а известный нам мир, скорее всего, прекратит свое существование. Впрочем, распад ложного вакуума пока еще сравнительно плохо изучен теоретически, и физикам многое предстоит понять. Возможно, в действительности какие-нибудь неизвестные или неучтенные ранее процессы мешают распаду и обещанный «конец света» никогда не наступит.
Что же именно произойдет, если напряженность поля Хиггса внезапно обратится в ноль? Конечно, протоны, нейтроны и ядра атомов не перестанут существовать — кварки в них удерживаются с помощью сильного взаимодействия, для которого важен цветной заряд частиц, а не их масса. Однако более сложные структуры — атомы и молекулы, — не смогут образоваться, а химические реакции не смогут идти, поскольку электроны потеряют массу, а их связь с ядрами ослабнет. Кроме того, в «безхиггсовом» мире векторные бозоны потеряют свою массу; следовательно, слабые силы будет действовать на неограниченно больших расстояниях, подобно электромагнетизму и гравитации. Понятно, что привычная для нас жизнь в таком мире невозможна. Более подробно о последствиях «выключения» поля Хиггса можно прочитать в статье «The Known Particles — If The Higgs Field Were Zero».
Бозоны Хиггса — это колебания, изолированные волны поля Хиггса. А какие природные процессы могут порождать бозоны Хиггса?
Как и любая другая частицы, бозон Хиггса может образоваться при столкновении частиц, разогнанных до достаточно большой энергии, — при условии, что процесс не нарушает законов сохранения энергии, импульса, заряда, спина и ряда других характеристик элементарных частиц. Поскольку бозон Хиггса довольно массивный, на практике эти законы означают, что исходные частицы должны иметь очень большую энергию. Основной канал рождения бозона Хиггса (то есть наиболее вероятный) — слияние двух глюонов, однако он также может родиться при столкновениях пар W-бозонов и Z-бозонов, а также при столкновениях W-бозона или Z-бозона с топ-кварком. Недавно ученые окончательно подтвердили, что все эти процессы действительно могут идти.
В природе частицы очень редко разгоняются до больших энергий, а столкновения таких высокоэнергетических частиц происходят еще реже. Единственный источник, который может обеспечить рождение бозона Хиггса — это космические лучи, отдельные частицы которых «разгоняются» 4×1018 электронвольт. Эта энергия в миллионы раз превосходит энергию Большого адронного коллайдера. Возможно, при столкновениях таких частиц образуются не только бозоны Хиггса, но и более экзотические продукты, однако проверить это на практике невозможно — чтобы восстановить картину событий, происходящих при столкновении, нужно точно измерить энергию и импульс всех «осколков», а также набрать большую статистику. К сожалению, для космических лучей нельзя сделать ни того, ни другого.
Правда ли, что если поле Хиггса исчезнет, частицы и вообще все объекты будут иметь примерно ту же самую массу, что и с ними?
Вообще говоря, механизм Хиггса отвечает только за массу элементарных частиц — векторных бозонов, кварков и лептонов (в частности, электрона). Однако бо́льшая часть массы материи связана с барионами — протонами и нейтронами, масса которых объясняется энергией глюонного поля, удерживающего кварки вместе. В самом деле, суммарная масса кварков, из которых состоит протон, не превышает десяти мегаэлектронвольт, тогда как масса составной частицы лишь чуть-чуть не дотягивает до 940 мегаэлектронвольт. Характерный масштаб ядерных сил, удерживающих нуклоны в ядре, также много меньше этой величины: в среднем энергия связи колеблется от 2,2 мегаэлектронвольта на нуклон до 8,8 мегаэлектронвольта на нуклон. Энергия других сил, связывающих частицы или атомы между собой, еще меньше. Таким образом, вклад механизма Хиггса в массу материи не превышает одного процента. Тем не менее, при отсутствии механизма Хиггса большинство физических процессов шли бы совершенно по-другому (например, электрон был бы безмассовым), а потому пренебречь полем Хиггса нельзя.
Можно ли сказать, что Большой адронный коллайдер строился только ради бозона Хиггса? Что еще от него ожидали физики (и какие предсказания уже не сбылись)?
Нет, нельзя. Было много теорий и предсказаний, которые должен был проверить коллайдер, — иначе деньги на его постройку просто не выделили бы. В частности, в задачи БАКа входило изучение топ-кварков и кварк-глюонной плазмы, фотон-фотонных и фотон-адронных столкновений, подтверждение механизма электрослабой симметрии и проверка Стандартной модели в целом, поиск суперсимметрии и «новой физики». С большинством из этих задач коллайдер отлично справился, хотя на некоторые поставленные вопросы и был получен отрицательный ответ. Поэтому нельзя сказать, что БАК проработал бы «вхолостую», если бы бозон Хиггса так и не был найден.
Более подробно об открытиях и разочарованиях Большого коллайдера можно прочитать в нашей подборке «Второй сезон коллайдера». В частности, про возможные отклонения от Стандартной модели рассказывает материал «Разрешите отклониться», про развитие историй про таинственный двухфотонный пиком и другими отклонения — серия новостей [1, 2, 3]. А про малоизвестные подробности работы ученых можно прочитать в материалах «Прелестный кварк летит вперед», «Рудник нолей и единиц» и «Стойкий оловянный магнит».
Открыл ли коллайдер что-то еще, кроме бозона Хиггса?
Как минимум, благодаря коллайдеру ученые впервые смогли получить тетракварки и пентакварки — частицы, состоящие из четырех и пяти кварков соответственно. Хотя существование таких объектов предсказывалось теоретически, до 2016 года ученые не могли их обнаружить, и все известные частицы состояли либо из трех (барионы), либо из двух (мезоны) кварков. Также на Большом адронном коллайдере впервые удалось получить дважды очарованные барионы — частицы, содержащие сразу два массивных c-кварка, принадлежащих второму поколению. Затем ученые еще более пристально изучили новые частицы, измерив их массу и время жизни. Кроме того, эксперименты на ускорителе помогли изучить такие редкие процессы, как рассеяние фотона на фотоне и образование кварк-глюонной плазмы.
Дмитрий Трунин
Как анализ городского трафика помогает улучшить жизнь в городе
Города умнеют. Все больше устройств собирают данные о перемещении пассажиров общественного транспорта, пешеходов, автомобилей. Речь идет не только о камерах наблюдения. Мы оставляем цифровые следы, и эти данные приносят пользу. Вместе с Tele2 рассказываем, как можно собирать данные об абонентах, обрабатывать их с помощью алгоритмов и улучшать город. Простые человеческие данные Информацию о пользователях не собирает только ленивый. Это делается и для таргетирования рекламы, и для перестроения маршрутов городского транспорта, и даже для контроля перемещений сотрудников крупных корпораций. Когда вы открываете на смартфоне карты, чтобы проверить, как далеко от остановки ближайший автобус, приложение использует систему автоматического определения местоположения транспортных средств (Auto Vehicle Location, AVL). Она запрашивает информацию о местоположении у автобуса и передает ее в центральную базу данных. Анализируя данные AVL, городские службы могут, например, перестроить или отменить какие-то маршруты. В автобусе вы оплачиваете проезд через валидатор. Данные об оплате попадают в систему, которая отслеживает количество пассажиров на маршруте и рейсе, категории пассажиров, форму оплаты и тому подобное. Затем эта информация используется транспортным агентством, чтобы определить популярные маршруты и, например, запустить дополнительные рейсы. Во время поездки вы проверяете почту и социальные сети. Приложения используют данные о местоположении для показа геотаргетированной рекламы. Например, местный ресторан может использовать рекламу с геотаргетингом для продвижения нового пункта меню среди людей в окрестностях. Все это будет сочетаться с другими вашими вкусами и предпочтениями. Если вы решили куда-то поехать не на общественном транспорте, а на собственном автомобиле, то, скорее всего, включаете навигатор и строите маршрут. Смартфон передает геоданные, направление и скорость движения автомобиля в систему. Координаты попадают на электронную схему города, где точно отображаются все здания, парки, улицы и другие объекты. И эта же информация используется для оценки загруженности дорог, перестроения маршрутов. Приехав на место, вы находите свободное парковочное место и оплачиваете его — тоже через смартфон. Приложение использует данные о местоположении, чтобы определить, где находится парковка. Данные хранятся в системе, и аналитики могут использовать их для самых разных целей. Например, высокий спрос на парковку может влиять на статистику угонов, привлекательность места для бизнеса и другие факторы. Сбором данных занимаются и сотовые операторы — информация о миллионах абонентов по всей стране и за ее пределами поступает к ним в агрегированном виде. Разумеется, для нужд города и бизнеса она используется в обезличенном виде, сегментированная на различные группы абонентов, представляющих интерес для заказчика. Так, например, город получает информацию о загруженности дорог по часам, а спортивные магазины — о маршрутах приверженцев здорового образа жизни. Магия базовых станций Информация о вашем приблизительном местоположении всегда поступает к оператору — без этого невозможно оказывать услуги связи. Ваш гаджет подключается к ближайшей базовой станции, если она одна, или к нескольким, если их много (впрочем, это происходит, даже когда вы спите и не пользуетесь смартфоном). Зная местоположение базовой станции, оператор может с точностью до нескольких сотен метров определить, где вы находитесь. Дальше больше. Ваш смартфон обладает MAC-адресом. Это уникальный набор символов — латинских букв и цифр, который используется при подключении аппарата к интернету. По первым трем группам символов MAC-адреса можно узнать информацию о производителе смартфона и сотового модуля в нем. Эти данные тоже получает оператор. Когда со смартфона вы заходите в браузер и вбиваете что-то в поисковую строку, оператор получает новую порцию информации. По поисковому запросу можно определить предпочтения абонента: любит ли он рыбалку, путешествия или автомобили и даже что хочет заказать на ужин. Приложения на смартфоне также в фоновом режиме передают данные об абоненте: музыкальные предпочтения, виды игр и другую похожую информацию. Все данные, которые вы оставляете в интернете, называются цифровым следом. Эту информацию можно объединить с партнерскими данными от других сервисов, а затем сопоставить с имеющимися у оператора данными абонентов, которые были получены на этапе заключения договора на оказание услуг связи. Персональные данные, как они определены соответствующим законом, не используются. Только самые общие: возраст, регион, пол человека. И вот уже оператор собрал колоссальный объем информации, который надо как-то «переварить». В Tele2 для решения этих задач используются алгоритмы искусственного интеллекта, которые работают с этой информацией в захешированном и полностью обезличенном виде. Но есть нюанс: информации настолько много, что существующие алгоритмы просто не способны ее адекватно обрабатывать. Это и понятно: цифровой след и геоданные у каждого абонента — это огромный массив информации. А таких абонентов миллионы. Это означает, что нужно все упрощать. На работу и обратно Скажем, для решения бизнес-задачи надо знать, где находятся участки дорог с максимальным потоком семей с маленькими детьми. Для решения задачи сперва нужно ее упростить. В этом случае специалисты Tele2 решили учитывать только абонентов, которые ездят на автомобилях из дома на работу и с работы домой. В общем случае это пиковые часы с 8 до 10 утра и с 17 до 19 вечера. Именно информация об этих людях представляет наибольший интерес для города и бизнеса. Администрация города понимает, в каких местах чаще всего образуются пробки, и пытается оптимизировать дорожную сеть. А бизнес получает информацию, которую можно использовать для перенаправления трафика. Например, после работы человека можно попробовать «заманить» в магазин или ресторан. Алгоритм, разработанный Tele2, сегментирует абонентов по возрасту, полу, интересам, районам проживания и работы, а также доходу. Когда человек едет на машине на работу или возвращается домой, его смартфон через определенные промежутки времени переподключается от одной базовой станции к другой. Информация накапливается, и благодаря этому возникает возможность выстроить приблизительный трек — упрощенный путь от одной базовой станции к другой. В данном случае значение имеют только регистрации на множестве базовых станций. Если абонент живет не в крупном городе, а в области, где покрытие сотового оператора не такое плотное, и находится в перекрытии базовых станций, его смартфон может переключаться между ними время от времени. При этом физически абонент никуда не перемещается, но со стороны может показаться, что он движется. Такая информация в расчет не берется. Кроме того, не учитываются также и данные об абонентах, которые пользуются метро. Допустим, оператор получил трек абонента — регистрации его смартфона на базовых станциях в районе Большой Полянки, Якиманки и Ленинского проспекта в Москве. Дальше возникает новая задача — соотнести его с картой города. Для этого операторы используют открытые данные Open Street Map — графы дорог. Проблема Open Street Map заключается в неполноте и относительно небольшой точности. Поэтому масштабные открытые графы дорог Tele2 дополняет коммерческими, таким образом повышая точность цифрового картографического покрытия. В результате оператор получает треки абонентов в утренние и вечерние часы в будние дни и графы автодорог. Эти две сущности в целом не совпадают: трек может показывать, что смартфон абонента в определенное время был зарегистрирован на базовой станции на Ленинском проспекте в Москве, а на самом деле человек ехал по улице Шаболовка. Поэтому в Tele2 создали алгоритм, способный по трекам абонентов и графам автодорог определять маршруты людей. Вот как это выглядит. Берутся графы автодорог в радиусе пяти километров от трека, после чего для каждого ребра графа рассчитывается расстояние, ближайшее к линиям трека с учетом всех вершин и точек. Это так называемое расстояние Фреше, то есть множество, в котором определено расстояние между парами объектов. Проще говоря, сходство между расположенными поблизости кривыми. С помощью вычисления расстояния Фреше — минимального расстояния между вершинами и ребрами графа дорог с линиями и точками трека абонента — можно получить представление о реальном перемещении людей по автодорогам. Однако если брать треки абонентов и графы автодорог, то работа алгоритма будет очень долгой. Графы могут состоять из сотен тысяч вершин и ребер, для каждого из которых нужно рассчитать расстояние Фреше с треком абонентов. Для решения этой задачи специалисты Tele2 разбили графы на небольшие взаимосвязанные компоненты (проще говоря, короткие участки дороги), но так, чтобы алгоритм не начинал рассчитывать неоптимальные или ложные маршруты. Так удалось построить тепловую карту перемещений абонентов в Москве из дома на работу и с работы домой. Польза для всех А дальше начинается самое интересное. Tele2 получил не просто карту маршрутов абонентов, а подробную карту маршрутов абонентов: какие их сегменты в какое именно время и по каким именно дорогам перемещаются. Допустим, оператор знает, что в конкретном микрорайоне живет много любителей рыбалки. Там можно поставить рекламное сообщение, например, магазина рыболовных принадлежностей. Или же бизнес может запросить данные о том, по каким дорогам ездят клиенты его конкурентов, и разместить на них билборды с собственной рекламой. Применений с точки зрения бизнеса множество. Так, предприниматели могут оценивать потенциал территорий для открытия новых точек продаж или использовать для построения собственных карт клиентских путей (Client Journey Map, CJM) и оптимизировать взаимодействие с покупателями. Банки получают информацию о сегментах потенциальных клиентов и сотрудников, которая позволяет развивать сети банковских отделений или таргетировать финансовые приложения. Компании, занимающиеся грузоперевозками, могут применять данные оператора для построения оптимальных маршрутов, определения районов, где их услуги наиболее востребованы, и создания в них дополнительных складов и сортировочных центров. Такие данные могут быть полезны не только бизнесу, но и государству. Они могут показать, какую локацию стоит развивать в первую очередь, если бюджет региона ограничен. Например, распределять социально важные объекты, чтобы не скапливались очереди. Кроме того, на основе данных об абонентах можно предсказывать, в каком районе будут востребованы велодорожки или площадки для воркаута. Tele2 может составить и портрет туриста, предоставить информацию о сегменте путешествующих абонентов. Это позволит эффективнее развивать туристическую инфраструктуру. Алгоритмы искусственного интеллекта и большие данные фактически упростили решение маркетинговых задач бизнеса и градостроительных проблем администраций городов. Если раньше требовалось проводить опросы с большими выборками, интервью, расставлять устройства-шпионы для выискивания смартфонов в карманах людей, то теперь люди сами дают информацию о себе, причем зачастую даже не задумываясь об этом. Но в конечном счете все остаются в выигрыше: автомобильные дороги медленно, но верно становятся удобнее, бизнес получает новых клиентов и увеличивает заработки, а люди находят то, что им хочется здесь и сейчас. Реклама: ООО Т2 МОБАЙЛ, ИНН 7743895280