SpaceX разработает модификацию второй ступени ракеты Falcon 9, которая по конструкции будет напоминать вторую ступень ракеты BFR. Компания планирует отработать на ней вход в атмосферу на высокой скорости перед созданием полноценной сверхтяжелой ракеты BFR. Об этом сообщил глава компании Илон Маск в своем твиттере.
На данный момент у SpaceX есть два типа ракет-носителей — тяжелая Falcon 9 и сверхтяжелая Falcon Heavy, которая в феврале совершила первый полет. После разработки Falcon Heavy инженеры компании сконцентрировали усилия на создании новой сверхтяжелой ракеты BFR. Согласно проекту, она будет полностью многоразовой и в случае возвращения обоих ступеней она будет способна выводить более ста тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту. В ракете планируется использовать метан-кислородные двигатели Raptor, испытания которых инженеры SpaceX проводят с 2016 года.
Одна из главных особенностей новой ракеты заключается в том, что после вывода полезной нагрузки вторая ступень будет контролируемо сходить с орбиты и возвращаться на космодром или плавучую платформу в океане. При этом с технической точки зрения посадка второй ступени гораздо более сложна, чем посадка первой. В основном это связано с тем, что после выхода на стабильную орбиту вторая ступень будет иметь гораздо большую скорость, из-за чего при входе в атмосферу она будет подвергаться большей аэродинамической нагрузке.
Илон Маск сообщил в своем твиттере, что SpaceX построит модифицированную версию второй ступени ракеты Falcon 9, выполненную по конструкции, аналогичной второй ступени BFR (известной, как BFS — Big Falcon Spaceship). Первый запуск такой ракеты должен пройти в июне 2019 года. Его целью будет испытание тепловой защиты и аэродинамических рулей в условиях входа в атмосферу при большом числе Маха (отношении скорости движения ракеты к скорости звука в данной точке атмосферы).
С помощью этого прототипа компания не будет отрабатывать посадку на двигателях второй ступени. Этот компонент полета SpaceX планирует тестировать на полноразмерном прототипе второй ступени BFR, сборка которого ведется с начала 2018 года. Предполагается, что в 2019 году вторая ступень будет совершать тестовые полеты, при которых она будет самостоятельно взлетать с космодрома вертикально вверх, а затем снижаться и совершать мягкую посадку. Таким же способом SpaceX отрабатывала посадку первой ступени Falcon 9 в начале 2010-х годов.
В апреле 2018 года Маск рассказал, что в будущем SpaceX протестирует посадку второй ступени Falcon 9 на специальное судно. Согласно заявлению главы компании, вторая ступень будет выпускать большой надувной парашют, который позволит быстро снизить скорость ступени и свести ее с орбиты для посадки в определенном районе.
Григорий Копиев
И ее взрывом
Сверхтяжелая ракета Starship совершила восьмой испытательный полет, который вновь закончился потерей второй ступени. Первая ступень смогла вернуться после конца работы на стартовую площадку, где ее поймали манипуляторы башни обслуживания. Трансляция пуска велась в твиттере.