SpaceX разработает модификацию второй ступени ракеты Falcon 9, которая по конструкции будет напоминать вторую ступень ракеты BFR. Компания планирует отработать на ней вход в атмосферу на высокой скорости перед созданием полноценной сверхтяжелой ракеты BFR. Об этом сообщил глава компании Илон Маск в своем твиттере.
На данный момент у SpaceX есть два типа ракет-носителей — тяжелая Falcon 9 и сверхтяжелая Falcon Heavy, которая в феврале совершила первый полет. После разработки Falcon Heavy инженеры компании сконцентрировали усилия на создании новой сверхтяжелой ракеты BFR. Согласно проекту, она будет полностью многоразовой и в случае возвращения обоих ступеней она будет способна выводить более ста тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту. В ракете планируется использовать метан-кислородные двигатели Raptor, испытания которых инженеры SpaceX проводят с 2016 года.
Одна из главных особенностей новой ракеты заключается в том, что после вывода полезной нагрузки вторая ступень будет контролируемо сходить с орбиты и возвращаться на космодром или плавучую платформу в океане. При этом с технической точки зрения посадка второй ступени гораздо более сложна, чем посадка первой. В основном это связано с тем, что после выхода на стабильную орбиту вторая ступень будет иметь гораздо большую скорость, из-за чего при входе в атмосферу она будет подвергаться большей аэродинамической нагрузке.
Илон Маск сообщил в своем твиттере, что SpaceX построит модифицированную версию второй ступени ракеты Falcon 9, выполненную по конструкции, аналогичной второй ступени BFR (известной, как BFS — Big Falcon Spaceship). Первый запуск такой ракеты должен пройти в июне 2019 года. Его целью будет испытание тепловой защиты и аэродинамических рулей в условиях входа в атмосферу при большом числе Маха (отношении скорости движения ракеты к скорости звука в данной точке атмосферы).
С помощью этого прототипа компания не будет отрабатывать посадку на двигателях второй ступени. Этот компонент полета SpaceX планирует тестировать на полноразмерном прототипе второй ступени BFR, сборка которого ведется с начала 2018 года. Предполагается, что в 2019 году вторая ступень будет совершать тестовые полеты, при которых она будет самостоятельно взлетать с космодрома вертикально вверх, а затем снижаться и совершать мягкую посадку. Таким же способом SpaceX отрабатывала посадку первой ступени Falcon 9 в начале 2010-х годов.
В апреле 2018 года Маск рассказал, что в будущем SpaceX протестирует посадку второй ступени Falcon 9 на специальное судно. Согласно заявлению главы компании, вторая ступень будет выпускать большой надувной парашют, который позволит быстро снизить скорость ступени и свести ее с орбиты для посадки в определенном районе.
Григорий Копиев
Полезная нагрузка потеряна
41-й по счету запуск легкой ракеты Electron частной космической компании Rocket Lab оказался неудачным: потерян спутник радиолокационного зондирования Земли Acadia компании Capella Space, оснащенным радаром с синтезированной апертурой. Ракета стартовала с площадки в Новой Зеландии ночью 19 сентября 2023 года. Хотя первая и вторая ступени разделились успешно, спустя 2,5 минуты после старта, на этапе запуска двигателя второй ступени, возникли проблемы и ракета стала терять скорость.