Европейский консорциум SESAR Joint Undertaking в ближайшее время планирует провести испытания диспетчерской системы для беспилотных летательных аппаратов, которая будет управлять полетами дронов над Финским заливом, а также в городах Финляндии и Эстонии. Согласно сообщению компании, испытания системы будут проводиться с имитацией воздушного пространства над городом; под управлением автоматической диспетчерской дроны должны будут выполнить несколько заданий, включая доставку посылки на дальнее расстояние.
Из-за постоянного снижения цен на потребительские дроны, таких аппаратов становится все больше и больше. Специалисты полагают, что в ближайшем будущем беспилотников станет достаточно много, чтобы они начали представлять опасность для пилотируемых летательных аппаратов, а также для других дронов. Это означает, что в ближайшем будущем может возникнуть потребность в системе, отслеживающей и управляющей совместными полетами пилотируемой и беспилотной авиации.
Во время испытаний различные операторы дронов, участвующие в проекте SESAR (Single European Sky ATM Research, Исследование в области организации воздушного движения для единого европейского воздушного пространства), будут автоматически передавать данные о полетах своих беспилотников диспетчерской системы и получать информацию о полетах других аппаратов. Диспетчерская система на основе полученных данных будет вырабатывать рекомендации для операторов дронов по планированию маршрутов.
В рамках испытаний под управлением диспетчерской системы будет произведена доставка груза дроном из Хельсинки в Таллин (масса груза составит не более пяти килограммов). Кроме того, специалисты проверят работу диспетчерской системы при вмешательстве полиции в небе Хельсинки, одновременными полетами нескольких дронов в небе Таллина, а также дальними разведывательными полетами беспилотников над лесами и некоторыми предприятиями в Финляндии. Наконец, в испытаниях дроны примут участие в морском поисково-спасательном учении.
После испытаний диспетчерской системы над Финским заливом, в Финляндии и Эстонии, будут проведены дополнительные ее проверки в других европейских странах, участвующих в проекте SESAR. В частности, испытания будут проводиться в Бельгии, Франции, Греции, Италии, Нидерландах и Испании. Точные сроки проведения испытаний не раскрываются.
В мае текущего года испытания собственной диспетчерской системы для дронов провел холдинг «Российские космические системы». Демонстрационные испытания перспективной диспетчерской системы проводились на аэродроме Московского авиационного института «Алферьево» под Волоколамском и были признаны успешными. В проверках использовались беспилотники и пилотируемые самолеты. Российская диспетчерская система разрабатывается для использования в воздушном пространстве класса G.
Василий Сычёв
Управлять им может один человек
Инженеры из немецкого стартапа FORMIC Transportsysteme разработали полуавтоматическую систему для транспортировки тяжелых крупногабаритных грузов. Ее основной компонент — шестиколесные роботизированные платформы, каждая из которых способна перевозить на себе до 2,5 тонн груза. Несколько робоплатформ могут объединяться в единую группу с грузоподъемностью до 37,5 тонн, автоматически отслеживая и синхронизируя движения между собой, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Когда в ограниченном пространстве производственного цеха требуется переместить объект, который имеет большие габариты и массу (крупногабаритный станок или другое тяжелое промышленное оборудование), то в такелажных работах задействуют подкатные роликовые системы перемещения. Они представляют собой отдельные небольшие тележки на роликах с плоской опорой для груза сверху. Несколько тележек подкатываются под груз и каждая принимает часть общей массы на себя. Однако существенным минусом такого подхода остается необходимость вручную контролировать дальнейшее перемещение груза. Инженеры из стартапа FORMIC Transportsysteme, созданного на базе Технологического института Карлсруэ, разработали роботизированный вариант подкатных платформ, с помощью которых можно автоматизировать процесс перемещения массивных крупногабаритных грузов. Каждая платформа представляет собой отдельного самодвижущегося робота на шести колесах — по три с каждой стороны. Благодаря такой конструкции робоплатформа способна двигаться вперед, назад, разворачиваться на месте, а также преодолевать небольшие неровности, встречающиеся на пути. https://www.youtube.com/watch?v=6JOdteRghJg Самостоятельно каждая платформа системы может перемещать на себе груз массой до 2,5 тонн и может поднимать грузы, расположенные на минимальной высоте от пола около 25 мм. Отдельные платформы способны объединяться в группу и действовать совместно как единое целое. В этом случае модули отслеживают и синхронизируют свое взаимное положение и перемещение с помощью встроенных видеокамер, а также обмениваясь радиосигналами. Управляет системой оператор с помощью пульта с джойстиками, на экране которого отображается текущее положение всех модулей, а также их взаимная ориентация относительно друг друга. К примеру, можно заставить платформы повернуть груз на месте вокруг вертикальной оси, проходящей через выбранную оператором точку. Для того чтобы выполнить эту команду, все составляющие группу модули автоматически разворачиваются на месте на нужные углы таким образом, чтобы их совместное движение в результате приводило к повороту установленного на них объекта вокруг заданной точки. Благодаря этому можно совершать точные маневры с грузом в ограниченном пространстве. https://www.youtube.com/watch?v=sKYYZj0_y0g На данный момент максимальное возможное число модулей в рое ограничено пятнадцатью из соображений безопасности управления ими, но в будущем количество может быть увеличено. Общая грузоподъемность пятнадцати робоплатформ составляет 37,5 тонн, однако, по словам разработчиков, для большинства работ будет достаточно трех, а управлять перемещением груза может один человек. Старт продаж системы должен начаться в этом году. А вот если груз упакован в контейнеры массой не более 25 килограмм, то не исключено, что работу с таким грузом в недалеком будущем можно будет доверить человекоподобному роботу Apollo, разрабатываемому американской компанией Apptronik. Несмотря на то, что Apollo позиционируется как робот общего назначения, на первое время его основной деятельностью должна стать работа с грузами на складах и в производственных помещениях.