В России испытали диспетчерскую систему для дронов

«Российские космические системы»

Холдинг «Российские космические системы» провел демонстрационные испытания перспективной диспетчерской системы, предназначенной для наблюдения за беспилотными летательными аппаратами и организации их полетов в едином воздушном пространстве. Согласно сообщению холдинга, испытания, признанные успешными, проводились на аэродроме Московского авиационного института «Алферьево» под Волоколамском. В проверках использовались беспилотники и пилотируемые самолеты.

Из-за постоянного снижения цен на потребительские дроны, таких аппаратов становится все больше и больше. Специалисты полагают, что в ближайшем будущем беспилотников станет достаточно много, чтобы они начали представлять опасность для пилотируемых летательных аппаратов, а также для других дронов. Это означает, что в ближайшем будущем может возникнуть потребность в системе, отслеживающей и управляющей совместными полетами пилотируемой и беспилотной авиации.

Российская диспетчерская система разрабатывается для использования в воздушном пространстве класса G. Классификация воздушного пространства действует в России с 2010 года. Класс G подразумевает полеты авиации в уведомительном порядке — для них не требуется получения диспетчерского разрешения. Высота воздушного пространства класса G для разных регионов России определена разной. Например, в Ростовской области она составляет 300 метров, а в Восточной Сибири — может достигать 4,5 тысячи метров.

Новая диспетчерская система в нынешнем варианте ее реализации рассчитана на малые беспилотники массой от 250 граммов до 30 килограммов. Каждый такой аппарат должен иметь программное обеспечение, которое будет передавать диспетчерской системе данные о местоположении беспилотника и параметрах его полета. Предполагается, что оператор беспилотника будет подавать заявку на маршрут, а в ответ получать разрешение и список ограничений, действующих в определенных зонах по ходу полета.

Диспетчерская система способна автоматически формировать план маршрута для оператора беспилотника с учетом всех действующих ограничений, а также данных о маршрутах, заявленных другими операторами. Эта же система будет отслеживать следование операторов выданным предписаниям. Сгенерированный диспетчерской системой план можно будет загрузить в память дрона, чтобы тот мог пролететь по нему в полностью автономном режиме.

В случае нарушения предписания, выданного диспетчерской системой, она отправит оператору беспилотника инструкции, которые необходимо выполнить, чтобы восстановить порядок полета. При этом данные о нарушении будут отправлены в контрольные органы. Разработчики предполагают и относительно свободную интеграцию сторонних приложений для смартфонов или планшетов с диспетчерской системой. Такие приложения, например, позволят службам доставки выбирать конечную точку маршрута и отправлять аппарат в автономный полет, контролировать который будет автоматическая система.

Обмен данными с диспетчерской системой беспилотники будут производить с помощью спутникового канала, сотовой связи или специального УКВ-передатчика. Согласно сообщению «Российских космических систем», на испытаниях диспетчерской системы в «Алферьево» присутствовали представители 40 российских компаний, включая «Газпром нефть», концерн Калашников» и «Геоскан». Другие подробности о состоявшихся испытаниях системы не уточняются.

В сентябре прошлого года швейцарская компания Skyguide, занимающаяся аэронавигационным обслуживанием, провела успешные испытания прототипа диспетчерской системы для дронов, которая должна будет руководить полетами автономных беспилотников. Во время испытаний проверялась возможность автоматической регистрации, идентификации и геозонирования. Система получила название U-Space. Во время испытаний дроны автоматически перед полетом и во время него передавали данные о своем положении в пространстве, регистрации и запланированном маршруте.

Диспетчерская система U-Sense собирала эту информацию, передавала дронам сведения о зонах, закрытых для полетов, а также указания по выбору наилучшего маршрута полета. Расчет маршрута производился таким образом, чтобы дроны не столкнулись друг с другом в воздухе и не мешали полетам. Во время полета диспетчерская система в режиме реального времени отслеживала перемещение беспилотников в пространстве.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.