Швейцарская компания Skyguide, занимающаяся аэронавигационным обслуживанием, провела успешные испытания прототипа перспективной диспетчерской системы для дронов, которая должна будет руководить полетами автономных беспилотников. Как пишет Aviation Week, во время испытаний проверялась возможность автоматической регистрации, идентификации и геозонирования.
Из-за постоянного снижения цен на потребительские дроны, таких аппаратов становится все больше и больше. Специалисты полагают, что в ближайшем будущем беспилотников станет достаточно много, чтобы они начали представлять опасность для пилотируемых летательных аппаратов, а также для других дронов.
Разрабатываемая швейцарцами диспетчерская система для дронов, получившая название U-Space, должна будет сделать полеты беспилотников безопасными. При этом она позволит реализовать полностью автономные полеты дронов, которые сегодня с серьезными ограничениями могут летать только под полным управлением оператора.
Система разрабатывается при финансировании Евросоюза и при содействии Евроконтроля, отвечающего за безопасность воздушного движения в Европе. Как ожидается, новая система будет постепенно введена в действие в некоторых странах Европы, включая Швейцарию, начиная с 2019 года.
Помимо Skyguide в проекте принимают участие американский стартап AirMap, занимающийся созданием технологий диспетчеризации для дронов, коммуникационный провайдер SitaOnAir, производитель дронов SenseFly и компания PX4, занимающаяся разработкой системы автопилота с открытыми исходным кодом программного обеспечения и архитектурой.
Испытания прототипа диспетчерской системы проводились в Женеве. В них участвовали два дрона — SenseFly Albris и Intel Aero. В общей сложности эти аппараты выполнили три полета в общем воздушном пространстве.
Во время испытаний дроны автоматически перед полетом и во время него передавали данные о своем положении в пространстве, регистрации и запланированном маршруте. Диспетчерская система U-Sense собирала эту информацию, передавала дронам сведения о зонах, закрытых для полетов, а также указания по выбору наилучшего маршрута полета.
Расчет маршрута производился таким образом, чтобы дроны не столкнулись друг с другом в воздухе и не мешали полетам. Во время полета диспетчерская система в режиме реального времени отслеживала перемещение беспилотников в пространстве.
В начале июня текущего года подразделение Project Wing американского холдинга Alphabet совместно с NASA и Федеральным управлением гражданской авиации США испытало собственную диспетчерскую систему для дронов. Проверки, во время которых полеты в едином воздушном пространстве осуществляли шесть беспилотников, признали успешными.
Диспетчерская система Alphabet предусматривает получение данных о пространственном положении дронов и расчет оптимальных для них траекторий полета в режиме реального времени. Это позволит множеству аппаратов выполнять полеты в едином воздушном пространстве, не сталкиваясь друг с другом, зданиями и ландшафтом и не попадая в зоны с неподходящими летными условиями.
Испытания диспетчерской системы проводились в Калифорнии. В них использовались три беспилотника, разработанных подразделением Project Wing, два дрона Intel Aero и один DJI Inspire. Дроны Intel управлялись сотрудниками компании дистанционно через сеть связи LTE. Оператор DJI Inspire присутствовал на полигоне, как и операторы Project Wing.
Согласно сценарию дроны Aero и Inspire были задействованы в поисково-спасательной операции, а аппараты Project Wing выполняли доставку посылок. Во время испытаний диспетчерская система автоматически распределяла приоритет для дронов и в режиме реального времени рассчитывала новые траектории полета для беспилотников, чтобы они не столкнулись друг с другом.
Новая диспетчерская система работает на базе трех сервисов компании Google («дочка» холдинга Alphabet): Maps, Earth и Street View. В перспективе для повышения производительности диспетчерской системы планируется использовать облачные вычисления. Каким образом производилось взаимодействие диспетчерской системы с операторами дронов и самими аппаратами, не уточняется.
Василий Сычёв
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.