Палеонтологи описали новый вид археоптерикса

Ученые из Швеции, Великобритании и Китая определили, что ископаемые останки археоптерикса, найденные в Германии в 1990 году, принадлежат новому виду этого рода, лучше адаптированному к полету, чем его более древние сородичи. Статья об этом опубликована в журнале Historical Biology

Археоптериксы обитали на Земле в конце юрского периода, примерно 150 миллионов лет назад. У них были длинные передние конечности, которые оканчивались тремя пальцами, и хорошо развитые маховые, рулевые и контурные перья, аналогичные тем, которые существуют у современных птиц. Всего известно 12 скелетов археоптерикса, новое исследование посвящено восьмому скелету, в котором сохранилось около половины костей тела в его верхей части. Археоптериксы считаются переходным звеном между птицами и динозаврами, и опубликованные результаты, по словам авторов, подтверждают этот статус. Количество видов в роде Archaeopteryx остается спорным: часть исследователей считают, что все найденные археоптериксы принадлежат к виду Archaeopteryx lithographica, другие выделяют еще один вид, Archaeopteryx siemensii, или даже несколько видов.

Группа Мартина Кундрата (Martin Kundrát) из Уппсальского университета изучила останки археоптерикса, найденные неподалеку от немецкого города Дайтинг и с 2009 года принадлежащие палеонтологу Раймунду Альберсдорферу. Синхротронная микротомография останков на ESRF и их анализ показали, что это новый вид археоптерикса, который ученые назвали Archaeopteryx albersdoerferi. На исследование останков ушло семь лет.

«Archaeopteryx albersdoerferi  — один из наиболее важных представителей рода Archaeopteryx, потому что он примерно на 400 тысяч лет младше всех остальных найденных ископаемых ящеров этого рода. Множество костей и зубов Archaeopteryx мы впервые увидели со всех сторон, включая их внутреннюю структуру», — сказал Кундрат, чьи слова приводит пресс-служба издателя журнала. Он также отметил, что синхротронная микротомография была единственным доступным ученым способом анализа этих останков из-за их состояния: сильно фрагментированные кости частично или полностью скрыты известняком.

Авторы исследования считают, что Archaeopteryx albersdoerferi больше похож на современных птиц, чем на динозавров, и эти особенности могли сделать его более приспособленным к полету. В числе таких особенностей, например, тонкие полые кости и большая площадь крепления мышц к вилочковой кости. Кроме того, у нового вида меньше зубов, чем у его более ранних сородичей.

Ранее синхротронная микротомография помогла ученым определить, что археоптериксы действительно умели летать, и их полет, вероятно, был похож на фазаний — они перемещались на короткое расстояние, активно работая крыльями.

Колоссальный кит из Перу оспорил у синего кита титул самого тяжелого животного в истории