Тонкие полосы Дионы оказались параллельны экватору

Американские астрономы описали линии на спутнике Сатурна Дионе. В отличие от полос, обнаруженных на других естественных спутниках планет Солнечной системы (включая Луну и другие спутники Сатурна), линии на Дионе прямые и растягиваются на несколько километров практически параллельно экватору. Статья опубликована в журнале Geophysical Research Letters.

Диона — один из естественных спутников Сатурна, открытый еще в конце XVII века: подробные данные о нем были получены в ходе миссии «Кассини» с 2004 по 2017 год (подробнее о результатах миссии вы можете прочитать в нашем материале «Большой финал "Кассини"»). В частности, одна из особенностей поверхности Дионы — длинные светлые полосы, обнаруженные еще «Вояджером». Такие же есть и на другом спутнике Сатурна Рее: их протяженность варьируется от 10 до 100 километров, а ширина доходит до пяти километров. Своими размерами они отличаются от полос на других спутниках (например, от кратерных лучей на Луне или же «тигровых полос» Энцелада), но их морфология и возникновение до сих пор не определены до конца.

Исследовать полосы Дионы подробнее решили Эмили Мартин (Emily Martin) и Алекс Пэттхофф (Alex Patthoff) из Планетологического института США. Они изучили снимки Дионы, сделанные аппаратом «Кассини». Они выяснили, что тонкие и длинные полосы на Дионе идут параллельно экватору. От других полос морфологически их позволяет отличить отсутствие кратеров: именно поэтому назвать их кратерными лучами (полосами, расходящимися от кратеров) нельзя.

Обнаруженные полосы ученые решили назвать «линейными виргами» (linear virgae — узкие и длинные цветные полосы). Точно такие же, но в ограниченном количестве, можно обнаружить на другом спутнике Сатурна — Рее, но в очень ограниченном количестве. Кроме того, полосы Реи, в отличие от тех, которые расположены на Дионе, не идут параллельно экватору.

Авторы предложили несколько объяснений появлению полос на Дионе. Во-первых, вирги могут быть вызваны внутренними процессами спутника (тектонической активностью или же шлейфами) и процессами, проходящими на поверхности. Это, однако, не самое вероятное объяснение, и ученые уверены, что полосы, скорее всего, появились благодаря активности извне: скорее всего, такие линии появились из-за контакта поверхности спутника с низкоскоростными метеоритами, которые либо «рисуют» полосы самостоятельно, либо благодаря воздействию на другие спутники планеты. В любом случае, авторы уверены, что появление таких полос на Дионе может говорить о ранее неизученных процессах в системе Сатурна.

Всего у Сатурна 62 спутника. Про самые интересные из них вы можете прочитать в нашем материале «Семеро серых».

Телескоп TESS отыскал экстремально плотный горячий нептун в «пустыне нептунов»