Одно из старейших научных обществ в мире, Лондонское королевское общество (The Royal Society), которое издает около десяти научных журналов, объявило, что будет публиковать работы, посвященные воспроизведению уже опубликованных научных результатов в области психологии и когнитивных наук. Статьи будут публиковать в журнале с открытым доступом Royal Society Open Science, сообщается в издательском блоге общества.
Взрывной рост числа научных публикаций в последние годы сопровождается так называемым «кризисом воспроизводимости», который означает, что значительную часть исследований невозможно повторить и получить при этом те же результаты. Об этом кризисе начали говорить в том числе по инициативе психолога Брайана Нозека (Brian Nosek), который в 2015 году во главе коллектива энтузиастов из Центра открытой науки (Center for Open Science) смог воспроизвести меньше половины из сотни исследований в области психологии. Недавно ученые представили новые данные, из которых следует, что даже опубликованные в самых престижных журналах — Nature и Science — эффекты бывает невозможно воспроизвести.
Среди причин кризиса ученые называют, в частности, предвзятость редакторов научных журналов. Как правило, журналы не хотят публиковать отрицательные результаты экспериментов, и уж тем более работы, повторяющие чьи-то исследования с любым результатом. Чтобы избежать предвзятости рецензентов, Центр открытой науки предложил инициативу под названием Registered Reports. Она заключается в том, что авторы исследования предоставляют редакторам идею и подробную схему эксперимента еще до получения результатов, и будущая статья принимается к публикации на основе такой предварительной рецензии. Эта инициатива также касается ученых, которые хотят воспроизвести чье-то исследование.
Издатели из Королевского общества считают, что журнал, который опубликовал статью, несет ответственность и за ее воспроизводимость. Поэтому один из научных журналов, выпускаемых обществом, Royal Society Open Science, будет публиковать не только оригинальные исследования в области психологии и когнитивных наук, но и «повторные» статьи, которые точно воспроизводят какое-либо исследование в этих областях. В первую очередь это касается воспроизведения статей, опубликованных в данном журнале, но издатели говорят, что воспроизведение статей, опубликованных в основных крупных журналах по этой тематике, будет также приветствоваться.
Для того, чтобы избавиться от предвзятости рецензентов в этом случае, издатели собираются использовать опыт Registered Reports и ввести схему «слепой рецензии» (results-blind review), когда рецензенты будут оценивать статью только по введению и методическому разделу. Более того, рецензенты даже не будут знать, оценивают ли они исследование, которое уже выполнено, или только план чьего-то исследования — это позволит избежать подозрений, что авторы выбрали «слепую рецензию», потому что результаты их повтора отрицательные.
Несмотря на то, что «кризис воспроизводимости» стал заметен в первую очередь в социальных науках, в области молекулярной биологии и онкологии тоже не все хорошо — по словам специалистов из фармкомпаний, которые пытались воспроизвести множество работ по биологии раковых опухолей, далеко не все попытки привели к нужному результату. Подробнее об этом, и о проекте Reproducibility Project: Cancer Biology можно прочитать в нашем блоге «Не можем повторить».
Дарья Спасская
Особенно важно это оказалось для детей из семей с низким доходом
Ответственное родительство оказалось статистически связано с успехами детей в естественных науках, технологиях, инженерии и математике (STEM) в старших классах. Особенно заметно эффект от качественного эмоционального и когнитивного развития детей проявился в семьях с низким доходом. Результаты анализа исследования на 1096 детях опубликованы в Developmental Psychology. Одна из проблем образования во многих странах — это отсутствия равного доступа к качественному обучению для всех слоев населения. Психологи и исследователи из сферы образования активно изучают влияние различных факторов на раскрытие способностей детей. Так, прошлые работы связали успехи в учебе с уровнем образования родителей вне зависимости от семейного статуса, а для детей из семей с низким доходом оказалось особенно важно дополнительное образование. Такую подготовку в некоторых странах предоставляет государство, что помогает развить способности детей из бедных семей и иметь больше шансов на поступление и поддержание хорошей успеваемости в школах с качественным образованием. Однако на готовность детей из семей с низким доходом к освоению общей школьной программы, а также популярного кластера дисциплин STEM (наука, технологии, инженерия и математика) могут влиять и другие факторы, такие как обстановка в семье, связь с родителями или качество развития ребенка в раннем детстве. Но на данный момент существующие исследования не охватывают достаточного количества семей с разнообразными характеристиками для того, чтобы можно было сделать четкие выводы. Исследователи из США под руководством Андреса Бустаманте (Andres S. Bustamante) из Калифорнийского университета в Ирвайне решили наконец разобраться в этом вопросе и узнать, насколько качество развития детей в первые пять лет связано с общими успехами в школе и в дисциплинах STEM в старших классах. Для этого авторы решили проанализировать данные лонгитюдного исследования Национального института здоровья детей и развития человеческого потенциала, в котором приняло участие 1096 семей. Исследователи собирали данные в разных временных точках с рождения детей до возраста 15 лет. Помимо оценок детей, данные включали в себя информацию о семейном статусе матери, доходе семьи, национальности, настроении и здоровье ребенка. Из всей выборки 8,23 процента семей жили в бедности или на грани бедности, 18,28 процента имели низкий доход, 21,66 процента — низкий/средний доход, а остальные — средний/высокий доход. К детям, которые как минимум 10 часов в неделю были под присмотром других людей (родственников, в детских садах и так далее), приходили наблюдатели для оценки качества эмоционального и когнитивного развития детей в возрасте 6, 15, 24, 36 и 54 месяцев. Наблюдатель оценивал чувствительность воспитателя к состоянию ребенка (создание комфортной для него атмосферы, реагирование на нужды ребенка) и уровень стимулирования когнитивных способностей (включение в общение с ребенком новых слов, создание для него изменяющихся ситуаций и новых задач, использование качественной обратной связи и тому подобное) по четырехбалльной шкале. В 15 лет дети проходили тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, а работники школы предоставляли информацию о дополнительных предметах учеников, их общим оценкам и оценкам по дисциплинам STEM. С помощью регрессионного анализа авторы выявили влияние чувствительности воспитателя к нуждам ребенка в раннем детстве на школьные оценки по дисциплинам STEM в 15 лет (p = 0,01), но не на баллы по тесту. Доход семьи отдельно на этих показателях не отразился (p = 0,02), но совместно со стимулированием когнитивных способностей в раннем детстве также повлиял на оценки в 15 лет. На эту связь влияли успехи в дисциплинах STEM в 3-5 классах. Такие результаты говорят о том, что для детей из семей с низким доходом качество когнитивной стимуляции в большей степени предсказывало успехи в учебе и конкретно в дисциплинах STEM, чем для детей из семей с более высоким доходом. Таким образом, авторы показали, что ответственное родительство, подразумевающее качественное эмоциональное и когнитивное развитие ребенка, связано с уменьшением разрыва в неравенстве между детьми из семей с высоким и низким доходом при поступлении в классы со STEM-образованием и успехами в этих дисциплинах. Ранее мы рассказывали о том, как занятие музыкой в детстве помогает улучшить когнитивные способности, а так же о том, насколько хорошо учителя могут оценивать успехи своих учеников.