Франко-итальянский консорциум Thales Alenia Space провел первые наземные испытания сборки солнечных панелей, которые в перспективе будут установлены на стратосферный беспилотный дирижабль Stratobus. Как пишет Air & Cosmos International, состоявшиеся проверки, показавшие надежность и эффективность солнечных батарей, признаны полностью успешными.
Сегодня несколько компаний в мире занимаются разработкой летательных аппаратов разных классов, способных без перерыва находиться в воздухе месяцы и годы. В качестве основной системы обеспечения энергии для таких аппаратов разработчики рассматривают солнечные панели, которые в светлые часы заряжали бы бортовые аккумуляторы.
Солнечные батареи для дирижабля Stratobus разработаны Thales Alenia Space совместно с лабораторией инноваций Комиссии по атомной и альтернативной энергетики Франции. Они представляют собой гибкие панели массой около 800 граммов на квадратный метр. Их энергетическая мощность, по данным разработчиков, составляет 200 ватт на квадратный метр. Площадь одной панели составляет четыре квадратных метра.
Как утверждают разработчики, энергетическая эффективность новых солнечных панелей составляет 24 процента. Во время испытаний разработчики проверяли устойчивость материалов панелей к воздействию ультрафиолетового излучения и озона. Кроме того, производились замеры мощности панелей при разных температурах. Другие подробности испытаний не раскрываются.
Согласно проекту, беспилотный дирижабль Stratobus получит солнечные батареи общей площадью одна тысяча квадратных метров. Все панели планируется установить на летный образец дирижабля к 2022 году, когда он должен приступить к летным испытаниям. Энергия от солнечных батарей будет заряжать аккумуляторы, питать бортовое оборудование и четыре электромотора с воздушными винтами.
Разработка Stratobus ведется на протяжении последних нескольких лет. Перспективный аппарат разместят на высоте 20 тысяч метров. Дирижабль должен быть неподвижен относительно земной поверхности при ветрах со скоростью до 25 метров в секунду. Аппарат должен будет без перерыва находиться в воздухе до пяти лет.
Предполагается, что новые беспилотные дирижабли будут использоваться для продолжительного наблюдения за земной поверхностью, а также для ретрансляции сигналов.
В середине октября текущего года американский стартап UAVOS провел первые летные испытания уменьшенного прототипа перспективного высотного долголетающего беспилотника-биплана ApusDuo. Размах крыльев беспилотника, оснащенных солнечными панелями, составляет десять метров. Беспилотник имеет три фюзеляжа, в носовой и хвостовой частях которых установлены крылья.
Василий Сычёв
И научились раскладывать вещи по коробкам
Компания Tesla показала обновленных роботов Tesla Bot, известных также как Optimus. В опубликованном видео роботы ходят в помещениях и на улице, составляют карту окружения и перемещают небольшие предметы. Также на видео показана возможность обучения робота новым действиям путем копирования движений человека. За последнее десятилетие в разработке человекоподобных роботов произошел существенный прогресс. На место неуклюжих устройств, которые еще недавно испытывали проблемы с поддержанием равновесия при ходьбе, приходят роботы, способные бегать, танцевать и даже выполнять акробатические трюки, как популярный робот Atlas от компании Boston Dynamics. Одновременно с этим все большее число компаний присоединяется к разработке человекоподобных роботов. В 2021 году генеральный директор компании Tesla Илон Маск анонсировал разработку человекоподобного робота Tesla Bot. В сентябре 2022 года в рамках мероприятия AI Day состоялась презентация двух первых прототипов. Один из них мог стоять, поддерживая равновесие, самостоятельно передвигаться по сцене на ногах и двигать руками. Участники презентации показали несколько видео, демонстрирующих передвижение робота в помещениях офиса компании и взаимодействие Tesla Bot с предметами с помощью человекоподобных рук с пятью пальцами. Второй робот демонстрировал новый дизайн корпуса, но при этом не мог самостоятельно передвигаться. Также сообщались некоторые технические характеристики прототипа. Емкость его батареи составляет 2,3 киловатт-часа, а в качестве компьютера используются те же компьютеры, что и в автомобильных автопилотах компании. Кроме того, для навигации в пространстве робот будет использовать доработанные алгоритмы автомобильного автопилота. https://www.youtube.com/watch?v=XiQkeWOFwmk 16 мая 2023 года на ежегодной встрече акционеров компании Tesla Илон Маск представил видео, демонстрирующее некоторые возможности текущей версии робота. В нем можно увидеть, как роботы Tesla Bot медленно шагают по офису и в гараже с электрическими пикапами Tesla Cybertruck, а также выполняют некоторые простые действия, например, перекладывают предметы из одного контейнера в другой. Дизайн верхней части их корпуса соответствует версии, представленной осенью 2022 года. В одной из сцен показана работа манипуляторов, имитирующих строение человеческой кисти с подвижными пальцами. Ими робот может осторожно обхватывать, поднимать и перемещать предметы. Обучать робота таким движениям можно с помощью системы, отслеживающей движения человека. По оценке главы Tesla, в будущем спрос на роботов подобных Optimus может достигнуть от 10 до 20 миллионов штук. Ранее мы рассказывали о создаваемом компанией Agility Robotics человекоподобном роботе Digit. В последней версии у него наконец появилась голова с большими светодиодными глазами, а также подвижные манипуляторы на концах рук, с помощью которых он может лучше обхватывать переносимые им контейнеры.