DJI потребовала удалить результаты исследования столкновения дрона с самолетным крылом

Китайская компания DJI, занимающаяся выпуском потребительских беспилотников, потребовала удалить публикации и видео об исследовании, в котором дрон Phantom 2 столкнули с самолетным крылом на скорости 383 километров в час. Требование содержится в письме, адресованном Кевину Пурмону, одному из сотрудников Университета Дейтона в Огайо, который проводил эксперимент. Китайская компания ссылается на неправдоподобность воспроизведения условий в эксперименте, а также сокрытие методологии исследования.

Результаты исследования были обнародованы в сентябре текущего года. В ходе эксперимента исследователи столкнули дрон DJI Phantom 2 с крылом от легкого самолета на типичной для малой авиации средней скорости крейсерского полета. Во время эксперимента дрон столкнулся с передней кромкой крыла, пробил его носок, углубился в кессон, погнул стрингеры и внутренний трубопровод. Беспилотник вошел внутрь крыла целиком. Исследователи утверждали, что такое повреждение в реальном столкновении не привело бы к серьезным последствиям, но, если бы скорость была выше, беспилотник мог бы стать причиной падения.

В своем письме DJI отметила, что самолетное крыло, представленное в видео, напоминает крыло легкого поршневого самолета Mooney M20, максимальная достижимая скорость для которого составляет 322 километра в час. Это означает, что беспилотник Phantom 2 должен был лететь на скорости не менее 62 километров в час, в то время как предельная скорость для этого аппарата составляет 54 километра в час. Это означает, что даже при совпадении всех идеальных условий, скорость столкновения дрона и самолета была бы меньше, чем в эксперименте.

Кроме того, в китайской компании отметили, что на больших скоростях самолеты выполняют полеты на высоте, куда небольшие дроны практически никогда не поднимаются. Это означает, что в реальных условиях такого столкновения вообще не было бы. Согласно руководству по летной эксплуатации самолета Mooney M20J (на него ссылается DJI; эта версия оснащалась 200-сильным двигателем и выпускалась с 1977-го по 1987 год), максимальная крейсерская скорость самолета составляет 322 километра в час, а взлетная и посадочная — 130 и 163 километра в час соответственно.

В DJI также отметили, что исследователи Университета Дейтона в Огайо провели эксперимент не в соответствии с рекомендациями Федерального управления гражданской авиации США в части испытаний авиационной техники на устойчивость к столкновению с птицами (рекомендаций для таких испытаний с дронами пока не выработано). В этих рекомендациях указано, что испытания должны проводиться на крейсерской скорости полета самолета, что для M20 заметно ниже 383 километров в час.

Следует отметить, что исследователи из Университета Дейтона в Огайо действительно не раскрыли подробности о методологии исследования, а также не уточнили конкретную модель самолета Mooney M20, крыло от которого использовалось в эксперименте. С этой точки зрения доводы DJI выглядят разумными, даже если учесть, что китайская компания приводит данные для сильно устаревшей модели легкого самолета. Более современная версия M20V (280-сильный двигатель; выпускается с 2017 года) имеет максимальную допустимую скорость 362 километра в час, а максимальную крейсерскую — 324 километра в час.

В настоящее время четкой методики определения опасности, которую могут представлять дроны для самолетов и вертолетов, не существует. Авиационные власти нескольких стран мира, включая США и Великобританию, сегодня проводят различные исследования, целью которых является определение опасности беспилотников для пилотируемой авиации и выработка рекомендаций по испытаниям самолетов и вертолетов на устойчивость к столкновению с дронами.

В ноябре прошлого года специалисты организации ASSURE объявили, что мультикоптеры и малые беспилотные летательные аппараты самолетного типа при столкновении представляют существенно большую опасность для пассажирских самолетов, чем птицы. К такому выводу специалисты пришли по итогам исследования, проведенного по заказу Федерального управления гражданской авиации США. Оказалось, что наиболее устойчивыми к попаданию дронов являются ветровые стекла самолетов, в то время как передние кромки крыла и двигатели при попадании в них беспилотников получают серьезные повреждения.

В 2017 году завершилась предварительная работа Европейского агентства по авиационной безопасности, направленная на исследование опасности дронов для самолетов. Кроме того, аналогичное исследование провела компания QinetiQ по заказу британских авиационных властей. В целом исследователи пришли к выводу, что на малых скоростях небольшие беспилотники не опасны для самолетов. Подробнее о результатах этих исследований вы можете прочитать в нашем материале «Дрон навылет».

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Китайцы построили телеуправляемого робобоксера с рекордно быстрой реакцией

Время отклика на команды оператора составляет около 12 миллисекунд