Европейский консорциум Airbus Helicopters защитил эскизный проект перспективного скоростного гибридного винтокрылого летательного аппарата RACER (Rapid and Cost-Effective Rotorcraft, быстрый и экономически выгодный винтокрыл). Как сообщает Defense Aerospace, подразделения консорциума уже приступили к производству некоторых подсистем нового аппарата, финальная сборка которого запланирована на четвертый квартал 2019 года. Летные испытания машины планируется начать в 2020 году.
Сегодня разработкой скоростных вертолетов занимаются несколько стран мира, включая Францию, Германию и США. Целью таких разработок является создание летательного аппарата, способного на вертикальные взлет и посадку по-вертолетному, и на быстрый горизонтальный полет на скоростях, сегодня не доступных обычным вертолетам. Новые машины планируется использовать в самых разнообразных целях, включая быструю перевозку пассажиров из города в пригород и высадку их на обычных вертолетных площадках, оборудовать которые гораздо проще и дешевле, чем строить небольшой самолетный аэродром.
Airbus Helicopters представил проект винтокрыла RACER в середине прошлого года. Летательный аппарат получит замкнутое крыло, которое при относительно небольшом размахе имеет бо́льшую по сравнению с обычным крылом площадь и создает бо́льшую же подъемную силу. Винтокрыл будет оснащен одним несущим винтом и двумя толкающими на законцовках крыла. По оценке Airbus, новый скоростной винтокрыл будет на 50 процентов быстрее серийных вертолетов холдинга. При этом стоимость эксплуатации в пересчете на одну морскую милю полета (1,852 километра) будет по меньшей мере на 25 процентов меньше.
По проекту, винтокрыл RACER сможет развивать скорость до 220 узлов (407 километров в час) и выполнять полеты на расстояние до 400 морских миль (741 километр). Крейсерская скорость полета винтокрыла составит 190 узлов, что все равно на 40 узлов больше самых быстрых серийных вертолетов Airbus Helicopters. Программа предстоящих летных испытаний винтокрыла рассчитана на 200 летных часов.
Разработка винтокрыла RACER ведется в рамках общеевропейской программы Clean Sky 2, подразумевающей создание нескольких новых видов экологичных и экономичных летательных аппаратов. Предполагается, что в крейсерском полете один из двух турбовальных двигателей вертолета будет выключаться. При необходимости, например, при посадке электромотор будет быстро раскручивать остановленный двигатель до запуска и рабочих оборотов. Кроме того, при взлете, посадке и чрезвычайном режиме электромотор будет передавать часть мощности на вал несущего винта, снижая нагрузку на двигатели.
Создание новой силовой установки для скоростного винтокрыла ведется компанией Safran с начала прошлого года. В компании полагают, что их гибридная силовая установка будет потреблять на 10-15 процентов меньше топлива, чем стандартная связка из двух турбовальных двигателей на современных вертолетах. После завершения испытаний новой силовой установки на прототипе скоростного винтокрыла Safran планирует развернуть ее серийное производство. Произойдет это, предположительно, в 2025 году.
Ранее Airbus разрабатывал и испытывал скоростной вертолет X3. На его основе планировалось создать скоростной винтокрыл LifeRCraft для пассажирских перевозок. Обе машины создавались по схеме винтокрыла с несущим винтом и двумя тянущими воздушными винтами на законцовках крыла. X3 на испытаниях разгонялся до 255 узлов (472 километра в час).
Василий Сычёв
Научно-исследовательское судно «Северный полюс» вышло в свой первый рейс, говорится в сообщении Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. На нем в Центральную Арктику отправится экспедиция, которая продолжит исследования региона, начатые в 1930-х годах.