Новозеландская авиакомпания Air New Zealand, флагманский авиаперевозчик страны, решила заняться развитием сервиса аэротакси. Как сообщает Flightglobal, авиакомпания подписала соглашение о развитии аэротакси со стартапом Zephyr Airworks, новозеландским подразделением американской компании Kitty Hawk. В рамках соглашения, перевозчик сформирует парк из электрических аэротакси Cora и начнет оказывать услуги коротких пассажирских перевозок. Другие подробности соглашения пока не раскрываются.
Весной текущего правительство Новой Зеландии разрешило компании Zephyr Airworks проводить летные испытания и сертифицировать аэротакси Cora в соответствии с местными авиационными стандартами. По завершении испытаний и процесса сертификации Cora можно будет использовать для перевозок пассажиров. Новозеландские власти полагают, что сервис аэротакси позволит существенно сократить время на дорогу из пригорода в центр города и обратно. Развернуть сеть аэротакси в Новой Зеландии планируется в течение ближайших трех лет.
Летные испытания аэротакси Cora, разработка которого велась скрытно на протяжении последних семи лет, начались весной текущего года. Технические параметры нового летательного аппарата не раскрываются. В целом электрическое аэротакси собрано по схеме двухбалочного самолета с низким расположением крыла и П-образным хвостовым оперением. Основные балки оснащены электромоторами, приводящими небольшие несущие воздушные винты. На каждой из основных балок расположены по два несущих винта.
Кроме того, на правой и левой консолях крыла с внешней стороны закреплены еще по две короткие балки, на концах каждой из которых также расположены несущие винты. В хвостовой части Cora установлен электромотор с толкающим воздушным винтом. Благодаря 12 несущим винтам беспилотное аэротакси может осуществлять вертикальные взлет и посадку, что может быть полезным в условиях городской застройки или при необходимости посадки на площадки на крыше зданий. В воздухе включается электромотор с толкающим винтом, благодаря которому аппарат переходит к горизонтальному полету по-самолетному.
В апреле 2018 года развитие аэротакси поддержало правительство Канады. Оно выступило в поддержку серии проектов консорциума Bell Helicopter Textron Canada предполагающих разработку опционально пилотируемых и беспилотных версий пассажирских вертолетов и городского аэротакси. Канадские власти инвестировали в проекты 49,5 миллиона долларов. Это один из немногих проектов в мире, получивших официальную поддержку властей.
В канадском правительстве заявили, что инвестиции в проект позволят ускорить разработку технологий, которые можно будет использовать в вертолетах нового поколения и полностью автономных летательных аппаратах разных классов. В разработке новых технологий будет участвовать не только Bell Helicopter Textron Canada, но и еще 18 научных и производственных предприятий Канады. Объем инвестиций со стороны американской компании и ее канадского подразделения в проект составит 125 миллионов долларов.
Василий Сычёв
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».