Правительство Канады поддержало серию проектов консорциума Bell Helicopter Textron Canada, канадского подразделения американской компании Bell Helicopter, предполагающих разработку опционально пилотируемых и беспилотных версий пассажирских вертолетов и городского аэротакси. Как сообщает Vertical, канадские власти инвестировали в проекты 49,5 миллиона долларов. Это один из немногих проектов в мире, получивших официальную поддержку властей.
Считается, что беспилотные аэротакси позволят частично решить проблему уличных заторов движения, снизив нагрузку на наземную транспортную сеть. Кроме того, новый вид городского и пригородного транспорта позволит ускорить пассажирские перевозки. По этой причине в настоящее время по всему миру сразу несколько компаний занимаются разработкой своих версий беспилотных электрических и гибридных аэротакси, некоторые из которых уже проходят летные испытания.
В канадском правительстве заявили, что инвестиции в проект позволят ускорить разработку технологий, которые можно будет использовать в вертолетах нового поколения и полностью автономных летательных аппаратах разных классов. В разработке новых технологий будет участвовать не только Bell Helicopter Textron Canada, но и еще 18 научных и производственных предприятий Канады. Объем инвестиций со стороны американской компании и ее канадского подразделения в проект составит 125 миллионов долларов. Другие подробности проекта пока не раскрываются.
В январе 2018 года Bell Helicopter представила концепцию пассажирского салона перспективного аэротакси. Концепция получила название Urban Air Taxi. В компании заявили, что внутреннее пространство аэротакси должно быть по уровню комфорта и функциональности максимально ориентировано на пассажиров. В кабине будут размещены четыре кожаных кресла с боковой поддержкой и подголовниками. Левое кресло может быть использовано в качестве места пилота — в его правом подлокотнике установлен сайдстик для управления аэротакси.
Перед передним рядом из двух кресел предполагается разместить полностью «стеклянную» информационную панель. В подголовники переднего ряда кресел с обратной стороны будут вмонтированы сенсорные экраны, на которых пассажиры заднего ряда смогут посмотреть фильмы, информацию о полете и сайты в интернете. В аэротакси будет работать и Wi-Fi. В подлокотники всех кресел будут встроены беспроводные зарядные станции для смартфонов и другой переносной электроники, а также подстаканники. За вторым рядом пассажирских кресел в кабине аэротакси предполагается разместить небольшой отсек для багажа.
Помимо Bell Helicopter официальную поддержку властей получила американская компания Kitty Hawk. Проект ее беспилотного аэротакси Cora поддержало правительство Новой Зеландии. Летные испытания этой машины начались в марте текущего года. При поддержке новозеландских властей сервис по перевозке пассажиров с помощью Cora планируется развернуть в течение трех лет. Технические параметры нового летательного аппарата не раскрываются.
Василий Сычёв
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».