Спектроскопия помогла раскрыть состав красителей в древнем детском носке

Британские ученые разработали метод определения красителей в древних тканях, говорится в PLoS ONE. Его эффективность они проверили, определив цвет и состав красителей в детском носке и трех образцах церковных тканей, датированных III–IV веками нашей эры.

Еще в начале XX века при раскопках в городе Антинополе археологи нашли на мусорной свалке шерстяной полосатый детский носок, который датировали III–IV веками нашей эры. Антинополь основал во II веке император Адриан на месте древней деревни, находившейся в среднем Египте. В IV веке здесь находилась резиденция епископа, а с V века Антинополь стал главный городом метрополии, которой подчинялись многие регионы Египта. Недалеко от Антинополя находилась горная местность Вади Сарга. В 600–800 годах здесь находилось поселение христиан, здесь же находился монастырь Святого Фомы. В начале XX века в монастыре проводились археологические раскопки, во время которых ученые нашли несколько обрывков тканей, сделанных из шерсти или шерсти и льна. В настоящее время артефакты хранятся в Британском музее.

В новой статье исследователи из Британского музея под руководством Джоанны Дайер (Joanne Dyer) разработали метод определения цвета и примерного состава красителей, которые древние египтяне использовали для окрашивания тканей. Эффективность метода ученые продемонстрировали на четырех образцах: детском носке (светской одежде) и трех фрагментах тканей, найденных в монастыре Святого Фомы (церковных тканях).

Для определения корректных цветов, в которые были выкрашены ткани, авторы работы использовали мультиспектральный анализ и оптическую спектроскопию. Затем, чтобы определить состав протравы (закрепителя краски), ученые проанализировали частицы тканей с помощью сканирующей электронной микроскопии, а состав красителей определили с помощью хромато-масс-спектрометрии.

Оказалось, что для окраски носка и церковных тканей древние мастера использовали одинаковые органические красители: красный, сделанный из красильной марены, синий, полученный из красильной вайды или каких-то растений рода индигофера, и желтый — из желтенькой резеды. Часть цветов древние мастера получали смешиванием двух или трех красителей.

По словам Джоанны Дайер, ученые разработали более дешевую, быструю технологию, которая позволяет определять цвета древних тканей, не разрушая их. «Раньше вам приходилось брать для анализа крошечные кусочки из разных мест образца. Носок [найденный в Антинополе] был связан в 300 году. Он маленький и хрупкий, и [во время исследования] часть его вы уничтожаете. В то время как использование [мультиспектрального] анализа и других [неинвазивных] технологий позволяет сделать очень хорошую предварительную оценку», — говорит Дайер.

Ранее ученые обнаружили в Перу древнейшую ткань синего цвета, возможно, выкрашенную красителем из растений рода индигофера. Она была сделана около 6–6,2 тысяч лет назад.

Коллайдер RHIC начали готовить к 23 сезону работы