Генные инженеры последовательно выключили у дикого предка культурного томата шесть генетических локусов и получили растения с ценными коммерческими свойствами, которые не уступают современным сортам. К примеру, по сравнению с модельным сортом черри Микро-Том, содержание ликопина в «заново одомашненных» помидорах выросло на 500 процентов. Работа опубликована в Nature Biotechnology.
Ежегодно в мире потребляется около ста миллионов тонн помидоров. Культивируемый сегодня томат Solanum lycopersicum произошел от дикого предка Solanum pimpinellifolium, плоды которого были размером с горошину. В процессе селекции томаты приобрели множество полезных свойств, но при этом утратили генетическое разнообразие, которое делало их диких предков устойчивыми к неблагоприятным условиям. Биоинженеры предположили, что направленное конструирование нужных свойств на базе дикого помидора поможет получить сорта, которые будут отличаться как размером и питательными свойствами плодов, так и стрессоустойчивостью.
Бразильские ученые из федерального университета Висозы в сотрудничестве с коллегами из США и Германии ранее идентифицировали у культурных томатов как минимум шесть генетических локусов, инактивация которых в результате случайных мутаций внесла основной вклад в сельскохозяйственную значимость этой культуры. Так, они показали, что за рост растений в высоту отвечает локус SELF-PRUNING (SP), за круглую форму и мелкий размер плодов — локусы OVATE (O), FASCIATED (FAS) и FRUIT WEIGHT 2.2 (FW2.2), за число плодов отвечает локус MULTIFLORA (MULT), и за содержание в помидорах ликопина, которым в том числе обусловлена их пищевая ценность, — локус LYCOPENE BETA CYCLASE (CycB). Ликопин — красный каротиноидный пигмент, которым обусловлена окраска плодов томатов, — обладает антиоксидантным действием, используется как биологическая добавка к пище, а также в качестве красителя.
Чтобы получить из диких помидоров культурные, исследователи при помощи системы CRISPR-Cas9 последовательно в три стадии «сломали» указанные локусы. CRISPR-Cas9 идеально подходит для выключения генов, так как репарация разреза в ДНК, который вносит белок Cas9, чаще всего приводит к внесению небольших делеций или инсерций и сдвигу рамки считывания гена.
В первом раунде исследователям удалось выключить локусы SP и OVATE, в результате чего они получили невысокие растения с овальными плодами. Овальные плоды больше ценятся производителями, чем круглые, так как они прочнее и не растрескиваются, а с невысоких растений проще собирать урожай. Во втором раунде CRISPR-мутагенеза в полученные растения внесли мутацию, выключающие локус MULT, что привело к значительному увеличению количества цветков на побеге. Снижение экспрессии локуса FAS путем внесения мутации в ген CLV3 привело к увеличению размера плодов на 200 процентов.
На третьем этапе инженерии томатов ученые сломали в полученных растениях ген CycB, продукт которого расщепляет ценный ликопин до менее ценного бета-каротина. Мутация привела к удвоению в плодах количества ликопина. Содержание ликопина в полученных плодах превысило концентрацию ликопина в плодах коммерческого сорта помидоров черри Микро-Том на 500 процентов (92 и 510 мкг/кг соответственно). Таким образом, авторы работы в очередной раз продемонстрировали, что направленная инженерия при помощи CRISPR-Cas9, в отличие от селекции, быстро позволяет получать у растений желаемые качества.
Ранее ученые показали, что ликопин
клетки от действия ионизирующего излучения. Кроме того, оказалось, что у людей, которые едят много помидоров,
наступает возрастное ухудшение функций легких. А генные инженеры при помощи CRISPR уже
помидоры, лишенные семян и способные к вегетативному размножению.
Лучшие снимки конкурса European Wildlife Photographer of the Year 2025
24 октября German Society for Nature Photography (GDT) объявило победителей ежегодного конкурса European Wildlife Photographer of the Year, который существует уже четверть века. На этот раз жюри отметило 107 работ в восьми категориях и четырех специальных номинациях. Посмотрите на лучшие снимки этого года.