Характер определил поведение самцов синиц при выборе пары

Характер самцов синиц влияет на то, как они выбирают себе пару, говорится в Nature Ecology&Evolution. Смелые самцы быстро выбирают самку и образуют прочные пары, в то время как более застенчивые самцы долго не могут определиться.

Птицы являются хорошей модельной системой для орнитологов, изучающих образование пар, так как около 90 процентов видов птиц моногамны. В то же время исследователи часто изучают «личность» птиц — устойчивую разницу в поведении особей одного вида. Поведение многих птиц ученые описывают, используя шкалу «реактивность — проактивность»: их делят на смелых и инициативных, и на застенчивых, чаще приспосабливающихся к обстоятельствам. Однако вопрос, как связаны характер птиц и их предпочтения при выборе партнера, до сих пор остается открытым.

Британские орнитологи под руководством доктора Джоша Ферта (Josh Firth) из Оксфордского университета решили исследовать динамику образования пар у больших синиц (Parus major). Эти птицы моногамны и территориальны. Незадолго до начала периода размножения они образуют пары, а потом год за годом гнездятся на одной и той же территории.

Исследователи изучали синиц в течение трех лет, с 2011 по 2014 годы, до начала периода размножения, с декабря по март. Количество птиц колебалось от года к году от 720 до 1085. Сначала синиц ловили и надевали им на ногу трекер, с помощью которого отслеживали их передвижения. До начала наблюдений ученые определили личность птиц и разделили самцов на реактивных и проактивных особей.

В результате наблюдений выяснилось, что более смелые и инициативные самцы выбирают самку быстрее, чем более застенчивые особи (P = 0.038) и проводят с ней больше времени еще до начала периода размножения (P = 0.021). В то же время, более застенчивые самцы никак не могут определиться и подолгу выбирают себе подругу. При этом характер самки не влиял на выбор самца.

«Связав разницу в поведении самцов с их разными стратегиями выбора партнера, мы предположили, что, может быть, такого понятия как «лучший характер» [для размножения] не существует. И этим можно объяснить разницу в характерах птиц. Возможно, что стратегия проактивных самцов подходит для поиска хорошего партнера в одних ситуациях, в то время как выбор более застенчивых птиц предпочтителен в других», — объясняет Джош Ферт.

Ранее исследователи установили, что большие синицы выбирают себе похожих по характеру соседей. Более застенчивые птицы предпочитают гнездиться в окружении более таких же робких особей, а смелые и инициативные — вблизи себе подобных.