Обыкновенные вампиры оказались переносчиками бартонеллы

Летучие мыши обыкновенные вампиры или десмоды (Desmodus rotundus), помимо букета вирусов, переносят бактерии из рода Bartonella, вызывающие тяжелые заболевания у людей и домашнего скота, говорится в PLoS Neglected Tropical Diseases. Как выяснилось, в Перу и Белизе 67 процентов мышей-вампиров являются носителями того или иного вида Bartonella.

Бактерии из рода Bartonella вызывают у людей инфекционные заболевания, например бартонеллез или лихорадку от кошачьих царапин. Для них характерна лихорадка, озноб, высокая температура. В некоторых случаях развивается гепатит, лимфаденит (воспаление лимфоузлов), эндокардит (воспаление внутренней оболочки сердца). Заболевания, вызываемые бактериями бартонеллы, могут быть весьма опасны; например, лихорадка Оройя может привести к смерти до 90 процентов пациентов. Известно, что бартонеллу переносят кровососущие насекомые, в том числе мухи и клещи, паразитирующие на летучих мышах, а также млекопитающие — кошки, морские свинки, собаки. Также, как исследователи выяснили ранее, переносчиками бартонеллы являются насекомоядные летучие мыши, а десмоды, возможно, являются кандидатами на эту роль.

Британские и американские биологи под руководством Дэниела Стрейкера (Daniel Streicker) из университета Глазго решили проверить, так ли это на самом деле. В 2015–2016 годах они исследовали 163 летучих мыши-вампира из семи колоний, обитающих в Перу и Белизе. Ученые выделили ДНК из крови, слюны и фекалий животных и проанализировали ее на предмет наличия ДНК бартонеллы.

Оказалось, что 67 процентов десмодов были инфицированы бартонеллой. В повышенной зоне риска оказались самцы, крупные особи и самки, не имеющие детенышей в данный момент. Исследователи полагают, что вампиры, которые часто всю жизнь обитают на одном месте, в материнской колонии, вряд ли являются основными переносчиками бартонеллы. Скорее всего, этому способствуют насекомые и другие виды летучих мышей.

Ранее исследователи выяснили, как обыкновенные вампиры сумели приспособиться к своей необычной диете, и смогли защититься от многочисленных патогенов, которые они переносят. Десмоды научились более эффективно, чем другие летучие мыши, расщеплять жиры и глюкозу и вырабатывать витамины, а также приобрели иммунитет к вирусам, содержащимся в крови их добычи.

Российские школьники завоевали три золотых медали на Международной биологической олимпиаде