Самой крупной птице в истории дали новое имя

Британские зоологи пересмотрели классификацию эпиорнисовых, крупнейших птиц, когда-либо обитавших на планете, и выделили крупнейший из видов в отдельный род. Как сообщается в Royal Society Open Science, птицу назвали Vorombe titan, и она весила, в среднем, 640 килограммов.

Птицы из семейства эпиорнисовых (Aepyornithidae) обитали на Мадагаскаре. Большинство из них вымерло около тысячи лет назад, вероятно, по вине человека, хотя сообщения об эпиорнисовых птицах появлялись до середины XVIII вка. Это были крупнейшие птицы в истории. Их ближайшими современными родственниками являются новозеландские киви. По оценкам исследователей, эпиорнисы могли достигать трех метров в высоту и весить до 400 килограммов. Они несли яйца, которые по объему были в 160 раз больше куриных и достигали в длину 34 сантиметров.

Орнитологи начали изучать и классифицировать останки эпиорнисовых птиц с середины XIX века. В настоящее время в семействе выделяют два рода, Mullerornis и Aepyornis, к которым, по мнению разных исследователей, относится от четырех до семи видов. Одним из первых исследователи описали вид Aepyornis maximus, представители которого считались крупнейшими на планете птицами. В 1894 году в роде эпиорнисов выделили еще один вид, Aepyornis titan. Это была еще более крупная птица, которая весила от 570 до 730 килограммов, примерно столько же, сколько небольшие динозавры-зауроподы.

Британские зоологи Джеймс Хэнсфорд (James Hansford) и Сэмюэль Терви (Samuel Turvey) из Зоологического общества Лондона попытались внести ясность в классификацию эпиорнисовых и для этого провести морфометрический анализ всех костей конечностей этих птиц из коллекций разных музеев мира. В результате ученые измерили 346 бедренных, голено-предплюсневых костей и цевок (костей птиц между голенью и пальцами). А также определили возраст некоторых птиц с помощью радиоуглеродного анализа.

Результаты измерений показали, что кости Aepyornis titan отличались размерами и формой от костей других эпиорнисовых. Поэтому исследователи выделили A.titan в отдельный род и назвали его Vorombe titan. «Слоновые птицы были крупнейшими представителями мадагаскарской мегафауны, и, возможно, самыми важными в эволюционной истории острова, даже важнее лемуров. Это связано с тем, что крупные животные оказывают огромное влияние на экосистему, в которой они живут. Они контролируют вегетацию, поедая растения, распространяют биомассу и семена. Мадагаскар до сих пор страдает из-за исчезновения этих птиц», — говорит Джеймс Хэнсфорд.

В одной из предыдущих работ исследователи под руководством Сэмюэля Терви показали, что люди заселили Мадагаскар около 10 тысяч лет назад, гораздо раньше, чем считалось. Ученые нашли кости эпиорнисовой птицы, которая, по-видимому, стала жертвой доисторических охотников.

Российские школьники завоевали три золотых медали на Международной биологической олимпиаде