В Индии нашли богомола-рыбака

Среднеазиатский древесный богомол (Hierodula tenuidentata) поедает еще живую рыбку гуппи (Poecilia reticulata)

Rajesh Puttaswamaiah

Биологи стали свидетелями необычного поведения самца среднеазиатского древесного богомола (Hierodula tenuidentata), который успешно охотился на рыбок гуппи (Poecilia reticulata), выуживая их из воды. Как сообщается в Journal of Orthoptera Research, за пять дней богомол поймал девять рыбок.

Богомолы в основном охотятся на других насекомых, хотя исследователи неоднократно фиксировали, как они нападали на мелких позвоночных: ящериц, лягушек, змей, мышей. Недавно ученые провели метаисследование и описали, как богомолы охотятся на птиц размером с себя самих, в частности, колибри и воробьиных.

В новом исследовании индийские биологи Раджеш Путтасвамая (Rajesh Puttaswamaiah) и Наяк Манджунат (Nayak Manjunath), а также итальянский исследователь Роберто Баттистон (Roberto Battiston) описали, как среднеазиатский древесный богомол (Hierodula tenuidentata) охотился на рыбок гуппи. Этот вид богомолов обитает в Средней Азии и в Индии. Самцы достигают 5-6 сантиметров в длину, самки — крупнее, до девяти сантиметров. H. tenuidentata очень прожорливы и могут охотиться на добычу вдвое крупнее себя.

Ученые наблюдали за самцом размером 5,6 сантиметра, который обитал в саду на крыше частного дома на юго-западе Индии. Хозяева устроили в саду пруд, в который запустили больше 30 рыбок гуппи — популярных аквариумных рыб, которые достигают в длину 4-7 сантиметров. Кроме того, в пруду росли кувшинки и пистия (водяной латук). Авторы статьи заметили, что в течение пяти суток в марте 2017 года, с 18.30 до 12.30 следующего дня богомол забирался на листья водных растений и оттуда хватал рыбу. Чаще всего он начинал поедать еще живую рыбку с хвоста. В первые четыре дня он ловил по две рыбы с интервалом в 10-30 минут, в пятый день он поймал одну рыбу, а потом исчез и исследователи больше его не видели.

Авторы замечают, что богомолы обычно охотятся днем (хотя иногда самцы более активны ночью), их зрение приспособлено к дневному свети и они реагируют на движение жертвы. Но самец древесного богомола, за которым они наблюдали, рыбачил всегда после заката, иногда ночью, в условиях плохой видимости. Поэтому в дальнейшем стоит детально исследовать зрение этих насекомых.

Богомолы охотятся не только на разнообразную добычу, хорошо известно, что они еще и каннибалы. Часто самки во время или сразу после спаривания закусывают партнером и, таким образом, увеличивают шансы своего потомства на выживание. Поэтому самцы предпочитают спариваться с самками, которые только что пообедали.