В одном крупном фрукте киви содержится дневная норма витамина С. Ученые выяснили, что синтезировать такие большие количества этого витамина растение начало после того, как у него дважды произошло частичное удвоение генома. Как сообщается в статье, опубликованной в iScience, оно происходило 50-57 миллионов и 18-20 миллионов лет назад.
Киви (или китайский крыжовник) — плоды культурных растений рода актинидия (Actinidia). Эндемики северного и восточного Китая, дикие плоды киви использовались в медицинских целях как минимум с XII века. Но культивировать эти растения начали значительно позже. В начале XX века киви завезли в Новую Зеландию, где их начали целенаправленно выращивать. Во время Второй мировой войны киви был популярен у британских и американских военных, которые служили в стране, и в 1960-х годах его завезли сначала в Великобританию, а затем в США.
В 100 граммах мякоти киви (или в одном крупном плоде) содержится больше дневной норма витамина С — около 93 миллиграммов. Китайские генетики и биологи под руководством Сииня Вана (Xiyin Wang) из Северо-Китайского университета науки и технологий выяснили, почему в плодах киви вырабатывается такое большое количество этого витамина. Для этого ученые проанализировали уже известный геном киви (вида Actinidia chinensis) и сравнили ДНК киви с геномами их дальних родственников, винограда и кофе.
В результате оказалось, что последний общий предок киви и винограда рос примерно 102-115 миллионов лет назад, а общий предок киви и кофе — 74-83 миллиона лет назад. Также ученые выяснили, что 50-57 миллионов и 18-20 миллионов лет назад происходило частичное удвоение генома киви. В том числе удваивались гены, связанные с биосинтезом витамина С. Так что в конце концов, их количество в геноме киви оказалось в 3,5-6,5 раз больше, чем в геномах кофе винограда.
Ранее генетики проследили за эволюционной историей опийного мака. Оказалось, что вырабатывать морфин растение научилось сравнительно недавно, около восьми миллионов лет назад.
Екатерина Русакова
Почему эволюция не сделала зубы прочнее
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В ходе естественного отбора биологические организмы накапливают все новые и новые признаки. Однако изменения, которые должны обеспечивать выживание особей, не всегда идут на пользу, а некоторые проблемы эволюция, по-видимому, исправить просто не в состоянии. В книге «Ошибки природы: Пределы и несовершенство естественного отбора» («Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Марией Елифёровой, эколог и научный обозреватель Эндрю Добсон рассказывает о компромиссах, неудачных и странных изменениях — и о том, какие закономерности можно обнаружить, исследуя эволюционный процесс. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным ослабеванию силы естественного отбора.