Британские ученые выяснили, что активность мозга при прослушивании музыки регулируется тем, умеет ли человек играть на том инструменте, который слышит. В статье, опубликованной в Cerebral Cortex, сообщается, что при прослушивании битбокса у профессиональных битбоксеров активировались зоны сенсомоторной коры, отвечающие за движения ртом, а гитарная музыка активировала ответственные за руки зоны в мозге гитаристов.
Навык игры на музыкальных инструментах требует не только хорошего слуха, но и высокой сенсомоторной пластичности: недавно проведенное исследование, к примеру, показало, что в процессе обучения игры на виолончели улучшаются связи между слуховыми и моторными отделами головного мозга. Разные инструменты, однако, требуют развития совершенно разных навыков и отражаются на активности головного мозга по-разному. Например, при игре на струнных моторика двух рук асимметрична, при игре на клавишных — достаточно похожа, а духовые инструменты также требуют использования рта и языка.
Использования голосового аппарата также требует битбокс. Ученые под руководством Салони Кришнан (Saloni Krishnan) из Университетского колледжа в Лондоне предположили, что активность мозга битбоксеров будет отличаться от активности мозга других музыкантов (в данном случае — гитаристов) не только во время игры, но и во время прослушивания мелодии. Для этого они провели эксперимент, в котором поучаствовали 60 человек: 20 профессиональных битбоксеров, 20 гитаристов (у каждого — минимум восемь лет опыта) и 20 человек без навыка игры на музыкальных инструментах.
Во время эксперимента каждому участнику давали послушать музыкальные отрывки (либо битбокс, либо игру на гитаре) и следили за активностью мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Оказалось, что сенсомоторные отделы мозга профессиональных музыкантов активируются больше, чем у людей без навыков игры на музыкальных инструментах, но только в том случае, когда им включали музыкальные произведения, сыгранные на инструментах, которыми они владеют. Интересно, что у битбоксеров в этом случае наблюдалась повышенная активность зон, отвечающих за движение ртом, а у гитаристов — отделов, отвечающих за руки.
Авторы работы, таким образом, пришли к выводу о том, что длительная практика игры на музыкальных инструментах может регулировать слуховое восприятие: в процессе обработки аудиторных стимулов начинают принимать участие те отделы мозга, которые отвечают за работу требуемых при игре органов.
Стоит отметить, что музыкальное мастерство регулирует не только активность слуховых отделов мозга при прослушивании музыки. К примеру, в прошлом году ученые выяснили, что активность зеркальных нейронов — особого класса клеток головного мозга, которые активируются как при выполнении действия, так и при наблюдении за тем, как его выполняет кто-то другой — напрямую зависит от того, как хорошо музыкант владеет инструментом.
Елизавета Ивтушок