Российские инженеры запустили скафандр в стратосферу

Российские инженеры запустили космический скафандр «Сокол» в стратосферу, сообщается в пресс-релизе компании «Стратонавтика», поступившем в редакцию N+1. Это первые испытания будущей системы туристических полетов в стратосферу.

Несмотря на множество проектов в области космического туризма, он остается пока слабо развитой отраслью. Единственной космической станцией, которая сегодня принимает посетителей, является МКС. За 12 дней пребывания в российском сегменте орбитального комплекса туристы платили около 40 миллионов долларов (однако точная цифра не оглашается), при этом из-за отсутствия «лишних» мест на «Союзах», туристы не летали на станцию с 2009 года.

Компания «Стратонавтика» собирается запускать туристов не в космос, а стратосферу, то есть поднимать их на высоту до 40 километров. В рамках эксперимента космический скафандр «Сокол» российского производства, снабженный датчиками и камерами, 25 августа был запущен на высоту 25,7 километра. Подъем осуществлялся на кластерном стратостате, состоящем из шести шаров-зондов, наполненных гелием. Парашютная посадка произошла в 50 километрах от точки старта.

Запуск манекена, получившего имя «Валера», был произведен в Волгоградской области, с берега Волги у города Николаевск. В общей сложности полет занял около 2 часов — 1,5 часа на подъем и полчаса на спуск. Видео транслировалось в прямом эфире на экраны мобильного центра управления полетами в точке старта. Отдельная камера управлялась через VR-очки и обеспечивала обзор из шлема в режиме реального времени. После достижения целевой высоты полет был прекращен по команде с земли, и через полчаса скафандр приземлился в поле. Как сообщает «Стратонавтика», испытания прошли успешно.

«В первом тестовом запуске мы проверяли систему подъема кластерного стратостата, а также систему отделения полезной нагрузки, показания температурных датчиков в различных частях скафандра, систему радиосвязи и управления. Мы смогли создать сборку из шести оболочек суммарной подъемной силой около 50 килограммов. Всё сработало хорошо, и теперь мы сможем создавать сборки, способные поднять человека в скафандре. Это не только дешевле использования больших стратостатов с герметичной капсулой, но и, по нашим расчётам, значительно надежнее», — рассказал один из основателей и главный инженер компании Денис Ефремов.

В будущем, по замыслу компании, туристы будут напрямую крепиться к кластерному стратостату с помощью специальной системы. Когда человек наберет максимальную высоту, порядка 30 километров, а шары, на которых он поднимался, начнут лопаться, он самостоятельно отцепится от стратостата и с помощью парашюта приземлится на поверхность. Как сообщил Денис Ефремов, инженеры компании смогут рассчитать точку, где окажется турист, с точностью до одного километра.

«На данный момент в мире нет компаний, реально осуществляющих космические туристические полёты. Места на российских космических кораблях заняты профессиональными космонавтами, а американские пилотируемые корабли ещё находятся на стадии строительства. Но даже планируемые цены космического полета на околоземную орбиту составляют десятки миллионов долларов, на суборбиту высотой 100 км — сотни тысяч долларов. Наша система позволит подняться на высоту 30-40 км дешевле и безопасней, но даст возможность увидеть черноту космоса, округлость сферической Земли и оказаться на высоте, где от атмосферы останется всего одна сотая часть», — поясняет Ефремов.

Следующим этапом проекта компания видит создание системы жизнеобеспечения для скафандра, которая поможет осуществить безопасный подъем человека в стратосферу и парашютный спуск на землю. В частности, внимание компании будет сконцентрировано на обеспечении подачи воздуха и обогрева. Кроме того, необходимо будет отработать механизм приземления.

Недавно калифорнийский стартап Orion Span объявил о намерении построить космический отель под названием Aurora Station. Это будет одномодульная космическая станция, находящаяся на околоземной орбите, на которой сможет разместиться до 6 человек. Похожий проект представила компания Bigelow Aerospace. Она планирует запустить надувной модуль, но не на земную, а окололунную орбиту. Кроме того, в Китае ведется разработка ракетоплана для космического туризма, который сможет принять на борт до 20 человек.

Луноход «Чандраян-3» прислал снимки с поверхности Луны