Американские медики отменили все предыдущие диагнозы, поставленные женщине, изображенной на картине «Мона Лиза», но поставили новый. Как пишут ученые в письме редактору журнала Mayo Clinic Proceedings, на самом деле Джоконда страдала недостаточностью щитовидной железы, вероятно, связанной с ее недавней беременностью.
«Мона Лиза» или «Джоконда» авторства Леонардо да Винчи на сегодняшний день одна из самых знаменитых картин в мире. По устоявшейся версии, на картине изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского купца Франческо дель Джокондо, а портрет по большей части был написан в 1503-1506 годах. Знаменитая «улыбка Джоконды» привлекла внимание не только любителей живописи, но и врачей, которые не раз пытались поставить изображенной на картине даме диагноз, объясняющий ее особенное выражение лица.
Так, в 2004 году группа ревматологов и эндокринологов из Бельгии обнаружила у Лизы ксантелазму (характерные бляшки на веке, встречающиеся у женщин с нарушениями метаболизма) и липому (воспаление жировой ткани). Ученые заключили, что у женщины наверняка было наследственное нарушение липидного обмена (гиперлипидемия), которое привело к раннему развитию атеросклероза и преждевременной смерти женщины в возрасте 37 лет. Кроме того, авторы анализа предположили, что улыбка Лизы есть не что иное, как паралич лицевого нерва.
Американские врачи Мандип Мера (Mandeep Mehra) из Медицинской школы Гарварда и Хилари Кемпбелл (Hilary Campbell) из университета Калифорнии в Санта-Барбаре оспорили выводы бельгийских коллег. Во-первых, по уточненным данным, Лиза Герардини прожила 63 года (1479-1542), а вовсе не 37. Для Италии XVI века это было немало, так что о преждевременной смерти говорить явно не приходится. Авторы исследования утверждают, что вместо гиперлипидемии у Лизы был гипотиреоидизм (гипотиреоз) — состояние, обусловленное недостатком гормонов щитовидной железы. В пользу этой гипотезы говорят и желтоватый цвет лица, характерный для этого состояния, и отсутствие бровей, и сдвинутая назад линия волос на голове. Кроме того, ученые нашли у женщины намек на зоб. Гипотиреоз нередко наблюдается у беременных женщин, а история гласит, что портрет жены был заказан купцом в честь рождения их сына.
Ученые соглашаются, что у Лизы могло быть нарушение обмена липидов, однако не наследственное, а вторичное — вследствие гормонального нарушения. Согласно гормональной гипотезе, слабая улыбка женщины является следствием моторного нарушения и мышечной слабости — нормально улыбаться ей было тяжело.
Впрочем, Лиза Герардини — вполне типичная представительница итальянской популяции того времени, отмечают авторы. Скудная, преимущественно растительная диета и недостаток йода часто приводили к недостаточности тироидных гормонов. Зоб — увеличение щитовидной железы — встречается более чем у половины жителей некоторых аграрных регионов Южной Италии даже в наше время, а на картинах эпохи Ренессанса больные гипотиреозом изображались довольно часто. В качестве примера исследователи приводят картины Караваджо, Рафаэля и Веласкеса, где у некоторых персонажей отчетливо виден зоб.
Возможно, Мона Лиза ничем на самом деле не болела — бровей у нее нет, потому что так было модно, а желтый цвет картины объясняется всего лишь изменением красок со временем. Что касается улыбки Джоконды, она на самом деле является своеобразным фирменным знаком картин да Винчи определенного периода — похожая улыбка есть у многих его персонажей. Однако, резюмируют ученые, если уж ставить Лизе диагнозы, их диагноз наиболее правдоподобный из всех ранее предложенных.
Ученые любят находить какие-нибудь заболевания у персонажей популярных произведений и исторических личностей. Например, у героини картины «Мир Кристины» американского художника Эндрю Уайета предположили наследственную моторно-сенсорную нейропатию (известно, что девушка, которая послужила прообразом героини, действительно страдала каким-то заболеванием). А лингвисты на основании анализа переписки Георга III обнаружили у него признаки мании.
Дарья Спасская
Это вывод рандомизированного исследования
Шведские, норвежские и британские ученые выяснили, что операция по реконструкции неба у детей с его расщелиной снижает риск органических нарушений речи в пятилетнем возрасте. Как сообщается в статье, опубликованной в The New England Journal of Medicine, к такому выводу ученые пришли после сравнения двух групп детей, получивших операцию в возрасте 6 или 12 месяцев. Изолированная расщелина неба поражает от 1 до 25 на 10000 новорожденных. В зависимости от типа и тяжести дефекта она может приводить к проблемам с кормлением, аномальному развитию и росту лица, психологическим трудностям, а также к нарушениям развития речи. Поэтому проводится хирургическая коррекция расщелины неба, которая заключается в закрытии промежутка между мягким небом и стенками глотки для разделения ротовой и носовой полостей. Это закрытие предотвращает орально-носовое сообщение, что обеспечивает сохранность давления воздуха внутри рта, достаточное для произнесения согласных.Однако несмотря на перенесенное хирургическое вмешательство, примерно у 30 процентов детей наблюдаются симптомы сохранения орально-носового сообщения, которое приводит к нарушениям речи. Многие хирурги считают, что дело во времени проведения операции, и что чем раньше она проведена, тем благополучнее дальнейших исходы относительно речи. Ученые из Швеции, Норвегии и Великобритании под руководством Кэррол Гэмбл (Carrol Gamble) из Ливерпульского университета провели рандомизированное клиническое исследование, в котором приняло участие 558 новорожденных: 281 были прооперированы в возрасте шести месяцев и 277 — в возрасте 12 месяцев. Исходные характеристики в обеих группах были сходными. Доля детей с недостаточно закрытым сообщением между ротовой и носовой полостями в возрасте пяти лет была значительно меньше в группе операции в шесть месяцев (отношение рисков 0,59, р = 0,04). Ассоциации сохранялись после поправки на протяженность расщелины и на хирурга. Нормальный лепет в возрасте одного года также чаще наблюдался в группе шести месяцев. Кроме того, в этом же возрасте функция среднего уха в 12-месячной группе оказалась хуже, чем в шестимесячной. В три и пять лет этих различий не наблюдалось. Таким образом, ученые приходят к выводу, что у здоровых в остальном детей предпочтительнее проводить операцию по коррекции расщелины неба в шестимесячном возрасте, чем в возрасте одного года. Ранее мы рассказывали про то, что ученые разработали накожный сенсор для мониторинга речи у пациентов, перенесших инсульт.