Массовое обесцвечивание кораллов Большого Барьерного рифа в 2016 году затронуло и глубоководные кораллы: повреждения получили 40 процентов кораллов на глубине 40 метров. Холодные воды на некоторое время защитили их от теплового шока, в то время как на мелководье пострадало 60-70 процентов кораллов. Исследование об этом опубликовано в журнале Nature Communications.
Кораллы обесцвечиваются, то есть теряют свои симбиотические водоросли, зооксантеллы рода Symbiodinium, из-за резкого изменения температуры (в основном потепления), изменения солености или попадания в воду загрязнителей. Если стресс непродолжителен, риф может восстановиться. Недавнее массовое обесцвечивание в 2016 году затронуло Красное и Карибское моря, центральную часть Индийского океана и весь Тихий океан, в том числе и Большой барьерный риф, где температура воды в северной части рифа достигала 32 градусов Цельсия. По некоторым оценкам, на рифе погибло 30 процентов мелководных кораллов.
Педру Фраде (Pedro Frade) из португальского университета Алгарве и его коллеги исследовали масштабы обесцвечивания кораллов 2016 года на девяти участках северной части Большого Барьерного рифа. Площадь коралловых рифов на глубинах в 30-40 метров там примерно равна площади мелководных рифов. Ученые отмечают, что рифы на такой глубине считаются более защищенными от стрессов, которые приводят к обесцвечиванию, но полевых оценок этого не так много из-за логистических трудностей, связанных с их изучением.
Группа Фраде использовала дистанционно управляемые подводные аппараты, чтобы доставить сенсоры температуры на глубину до 100 метров, после чего команды дайверов оценивали состояние кораллов на разных глубинах. Выяснилось, в частности, что на пике лета 2015-2016 годов в Южном полушарии максимальная среднедневная температура воды достигала 30,6 градуса Цельсия на глубине 10 метров и 29,9 градуса на сорокаметровой глубине — это выше среднемноголетних значений на 1,5 и 1,8 градуса соответственно. Температурные данные также показывают, что в начале лета глубоководные кораллы защищал апвеллинг, то есть подъем холодной воды с большей глубины, но к концу лета этот процесс прекратился, и температура воды достигла рекордных для этих глубин уровней.
По данным группы, на шести обследованных рифах, где удалось провести мониторинг в мае 2016 года, на глубине в 40 метров обесцветилось 40 процентов кораллов, а погибло — 5,7 процента. Это значительные потери, но они меньше потерь на малых глубинах от 5 до 25 метров, где погибло 8-12 процентов кораллов и обесцветилось 60-69 процентов. Частично это объясняется тем, что на больших глубинах живет больше кораллов, устойчивых к обесцвечиванию, но даже с учетом этого фактора риск обесцвечивания на глубине в пять метров был в 5,6 раза больше, чем на глубине в 40 метров. «Для нас было шоком увидеть повреждения на этих слабо освещенных рифах, так как мы надеялись, что их глубина могла защитить их от этого разрушительного события», — сказал Фраде, слова которого цитирует пресс-служба университета.
Далее ученые планируют выяснить, как на разных глубинах происходят процессы восстановления кораллов после обесцвечивания. «Ранее мы уже показали, что роль глубоководных рифов как убежищ ограничена тем, что там живет лишь небольшое количество кораллов с мелких глубин. Теперь добавляются новые ограничения — мы показали, что глубоководные рифы тоже затронуты более высокими температурами океанической воды», — сказал соавтор работы Уве Хёг-Гульдберг (Ove Hoegh-Guldberg) из Квинслендского университета.
Вы можете посмотреть, как обесцвечиваются кораллы: в 2016 году группа ученых из Австралии сняла этот процесс на видео в лабораторных условиях.
Ольга Добровидова
При этом он разрушил полициклические ароматические углеводороды в волокнах
Под действием озона, концентрация которого в воздухе составляет 1000 частей на миллиард, никотин окисляется и улетучивается только с поверхности недавно загрязненных табачным дымом ковров. На никотин в глубине волокон и в старых загрязнениях он не действовал, потому что вступал в реакцию с волокнами ковра. Вместе с тем озонирование оказалось эффективным против токсичных полициклических ароматических углеводородов как в старых, так и в новых коврах. Такие выводы содержит статья, опубликованная в журнале Environmental Science & Technology. Ученые под руководством Сяо Чэнь Тана (Xiaochen Tang) из Калифорнийского университета в Беркли изучили, способно ли озонирование — стандартная процедура в химчистке — очистить ковры от загрязнения вторичным дымом. Для исследования они взяли старые ковры из домов в Сан-Диего, жители в которых курили дома в течение 6-25 лет, а также новые ковры. Новые ковры искусственно загрязняли дымом в камере, имитирующей комнату, а затем помещали в нее промышленный генератор озона. Оказалось, что озон разрушает большую часть из 24 полициклических ароматических углеводородов как во въевшихся, так и в новых загрязнениях. При этом никотин частично окислился озоном и улетучился только из верхних частей недавно загрязненных ковров. В первую очередь озон реагировал не с никотином, а с волокнами ковров, поэтому не добирался до никотина в глубине этих волокон, и даже приводил к дополнительному краткосрочному выбросу в воздух аэрозольных частиц и альдегидов.