Вооруженные конфликты в Африке, предположительно, привели к смерти пяти миллионов детей за последние 20 лет, говорится в статье, опубликованном в журнале Lancet. Это сравнимо с числом детей, погибших от голода за тот же период времени.
По подсчетам программы Uppsala Conflict Data Program (UCDP), за последние 25 лет на территории Африки произошло около 630 вооруженных конфликтов, как с участием государств, так и без них. Особенно тревожная тенденция наблюдается начиная с 2010 года. Если в прошлом количество столкновений на материке снижалось, то теперь исследователи видят обратный тренд, который, в частности, касается военных конфликтов с участием государства и преднамеренного насилия по отношению к мирному населению. Кроме того, эксперты наблюдают резкое увеличение количества общественных протестов по всей Африке, а также экспоненциальный рост случаев использования самодельных взрывных устройств и взрывов смертников.
При этом оценки исследовательской программы «Глобальное бремя болезней» показывают, что с 1994 конфликты стали причиной около 0,4 процента смертей детей младше пяти лет, что поднимает вопрос о роли конфликта в глобальной эпидемиологии детской смертности.
Чтобы исследовать эту проблему глубже, группа под руководством Закари Вагнера (Zachary Wagner) из Стэнфордского университета проанализировала данные Uppsala Conflict Data Program о вооруженных конфликтах для 34 из 54 стран Африки за 1995 — 2015 год. Авторы сопоставили на карте места, где происходили конфликты, их продолжительность и интенсивность со статистикой о рождении и смерти детей в возрасте до одного года, полученную программой Demographic and Health Surveys. Исследователи измерили увеличение риска смертности для младенцев, находившихся в радиусе 50 километров от эпицентра вооруженного столкновения. Затем они расширили анализ, рассмотрев долгосрочные последствия подобных конфликты, их пространственные ограничения и возможные механизмы, ведущие к младенческой смертности. Эти данные были экстраполированы для детей в возрасте до 5 лет.
В среднем, в странах Африки на 1000 рожденных детей приходилось 67 смертей (независимо от того, был ли поблизости конфликт или нет). Однако дети, рожденные в радиусе 50 километров от места, где происходило вооруженное столкновение, имели на 7,7 процентов повышенный риск смертности в течение первого года жизни по сравнению с теми, кто был рожден в том же регионе, но в мирное время. При этом смертность росла вместе с интенсивностью конфликтов — она был на 27 процентов выше для конфликтов, в которых погибло более тысячи человек. Младенческая смертность для конфликтов продолжительностью от 5 лет была также в четыре раза выше по сравнению с уровнем смертности для конфликтов, которые длились меньше года. Что более важно, повышенный риск младенческой смертности наблюдался в радиусе до 100 километров от конфликта и для детей, которые родились даже 8 лет после него.
Затем исследователи подсчитали, что по всему континенту (во всех 54 странах) из-за вооруженных конфликтов погибли 3,1-3,5 миллиона младенцев (6,6-7,3 процента от всех младенческих смертей за 20-летний период), и 4,9-5,5 миллиона детей в возрасте до 5 лет (6,6–7,4 процента от всех смертей). Это в 10 раз больше, чем дают оценки программы «Глобальное бремя болезней». Группа Вагнера определила, что вооруженные конфликты увеличивают риск задержки роста и неонатальной смертности, что говорит, по мнению ученых, о вероятном ущербе материнскому здоровью и наблюдениям за женщиной во время беременности и родов.
«Наши оценки влияния вооруженных конфликтов [на детей] существенны, и говорят о том, что столкновения могут быть значительным, недооцененным фактором риска детской смертности. Эта причина стоит в одном ряду с другими значимыми причинами, включая голод. Наши выводы также свидетельствуют о том, что истинное давление конфликтов на здоровье населения в Африке и, возможно, в других странах, почти неизвестно, и современные данные не отражают более широких проблем, например влияния на уязвимые группы населения, в том числе и молодых женщин», — комментирует Эран Бендавид (Eran Bendavid), один из авторов работы.
Исследователи предостерегают, что полученные оценки могут быть неточными из-за методологических ограничений: в условиях военного конфликта очень трудно получить достоверные данные. Кроме того, ограничения накладывают возможные географические неточности и миграция беженцев. Также ученые говорят о том, что результаты могут быть неприменимы для некоторых стран вроде Сомали или Судана, которые находятся в состоянии войны в течение нескольких десятилетий.
Недавно ученые выяснили, что несмотря на то, что количество убийств, суицидов и случайных смертельных ранений от огнестрельного оружия в мире с 1990 по 2016 годы увеличилось примерно на 40 тысяч случаев в год, этот же показатель для России снизился примерно на 600 случаев в год.
Кристина Уласович
Крупномасштабное американское исследование на 28 тысячах американских учеников показало, что более позднее начало занятий в средних и старших классах школ положительно влияет на удовлетворенность учащихся продолжительностью сна и уменьшает клинические проявления дневной сонливости. При этом более раннее начало уроков в младших классах на эти показатели существенно не влияет. Отчет о работе опубликован в журнале Sleep.