Доминирование визуального канала восприятия информации формируется с возрастом, выяснили британские ученые. Они провели эксперимент, в ходе которого протестировали наличие эффекта Макгурка при одновременном получении зрительной и аудиторной информации людьми разных возрастов. Выяснилось, что с возрастом люди гораздо чаще слышат то, чего на самом деле нет, если картинка не соответствует звуку. Статья опубликована в Scientific Reports.
Эффект Макгурка впервые был описан в 1976 году американскими психологами Гарри Макгурком и Джоном Макдональдом. При проведении эксперимента на работу визуального и слухового восприятия они пронаблюдали необычный феномен, который демонстрирует взаимодействие между слухом и зрением при обработке речи. Добровольцам показывали видео, на котором человек многократно произносил губами слоги «ga-ga», в то время как фонограмма воспроизводила слоги «ba-ba». Когда участники закрывали глаза или смотрели на немое видео, они правильно идентифицировали звуки, однако когда им одновременно предъявлялись противоречащие друг другу слуховые и зрительные стимулы, они слышали звуки, которых не было вообще, например «da-da».
Этот эффект по-разному проявляется при восприятии информации разными людьми: к примеру, недавно ученые показали, что билингвы гораздо чаще слышат иллюзорные звуки, чем монолингвы. Кроме того, несоответствия в восприятии визуальной и аудиторной информации могут усиливаться за счет внешнего шума.
Проверить, как эффект Макгурка проявляется у людей разных возрастов, а также каким образом на него влияет внешний шум, решили ученые из Ноттингемского университета под руководством Ребекки Хёрст (Rebecca Hirst). В эксперименте приняли участие четыре группы: дети в возрасте от 3 до 6 лет (29 человек), от 7 до 9 лет (32 человека), от 10 до 12 лет (29 человек) и 32 взрослых в возрасте от 20 до 35 лет. Все участники были носителями английского языка.
Все добровольцы приняли участие в классическом эксперименте на выявление эффекта Макгурка. На экране им показывали женщину, которая произносила один из трех слогов («ba», «ga» или «da»). Звуковая дорожка видео могла либо соответствовать произнесенному женщиной, либо не соответствовать: в последнем случае слог «ga», произнесенный женщиной на видео, озвучивался как «ba». Услышав звук, участники тут же (с помощью специальных клавиш) давали ответ: слоги «da» и «tha» артикуляционно и аудиторно схожи, поэтому в этом эксперименте рассматривались как один слог. В качестве шумов ученые использовали эффект развития на визуальной информации и увеличение отношения сигнал-шум (signal-to-noise ratio) для звуковой информации.
Ученые выяснили, что с возрастом эффект Макгурка усиливается: взрослые сообщали о том, что слышали слог «da», когда слог «ga», произнесенный женщиной, озвучивался как «ba», в 43 процентах случаев, в то время как дети — не более чем в 37. С возрастом также увеличивалось количество правильно распознанных визуальных стимулов, а вот правильность распознавания слуховой информации, наоборот, снижалась.
Кроме того, ученые выяснили, что эффект Макгурка возникает у детей тогда, когда увеличивается аудиторный шум, при этом визуальный шум (размытие картинки) почти не влияет. У взрослых ситуация обратная: для достижения эффекта необходимо было увеличить визуальный шум, при этом аудиторный шум ситуации не менял.
В процессе развития аудиторно-визуальное восприятие сильно меняется: с течением времени визуальное внимание развиваются, оказываясь доминирующим каналом приема сенсорной информации. Это наглядно показывает проведенный эксперимент: с течением времени визуальная информация оказывает все большее воздействие на аудиторную, проявляясь, к примеру, в более явном эффекте Макгурка.
С возрастом меняются и развиваются и другие когнитивные функции, а также особенности мышления. К примеру, осенью ученые показывали, что способность соотносить награду с затраченными на ее получение усилиями появляется примерно к возрасту 17 лет.
Елизавета Ивтушок