Сурикаты доверились опытным часовым и ближайшим родственникам

Сурикаты в поисках пищи меняют свое поведение в зависимости от того, кто сейчас часовой: животные менее пристально оглядывают окрестности, когда за безопасность отвечает опытный сородич или сурикат из того же помета. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Обычно, когда группа сурикатов отправляется на охоту, один из них (иногда несколько) становится часовым: его задача — осматривать окрестности и периодически подавать сигналы сородичам о том, есть опасность или нет. Предыдущие исследования карликовых мангустов и пегих дроздовых тимелий показали, что такие социальные животные и птицы по-разному реагируют на разных часовых, однако до сих пор не удавалось выяснить, какую роль в этом играет возраст, статус в группе или опыт конкретного дозорного.

Рамона Раубер (Ramona Rauber) и Марта Мансер (Marta Manser) из Цюрихского университета записали в девяти группах сурикатов крики 66 разных часовых о том, что опасности нет, и потом проигрывали записи этим же группам. У сурикатов возраст или статус в группе не влияют на то, как часто конкретное животное становится часовым, и поэтому на их примере можно отследить роль опыта животного. У каждого из них сигнал состоит из личного позывного и информации об опасности.

Ученые записывали реакцию сурикатов на пятиминутную запись, следя за тем, сколько времени они проводят, самостоятельно оглядываясь по сторонам в поисках хищников. Оказалось, что пол, доминантное положение в группе и возраст часового не играют никакой роли в том, насколько внимательны охотящиеся животные. А вот записи сурикатов, которые за три месяца до этого чаще становились часовыми, действовали на их сородичей успокаивающе: те оглядывались всего 2,1 процента времени против 5,1 процента для редких часовых. Похожий эффект наблюдался и для часовых из того же помета: своим братьям и сестрам сурикаты доверяли больше.

«Наше исследование показывает, что социальную информацию об окружении можно использовать гибко, чтобы оптимизировать выбор между поисками пищи и бдительностью, различая разных часовых», — пишут ученые.

По мнению авторов, их выводы означают, что сурикаты каким-то образом понимают, насколько опытен тот или иной часовой: возможно, они узнают индивидуальные «позывные» и вспоминают, как часто слышали их ранее. В частности, ученые собираются экспериментально проверить, влияет ли на бдительность сурикатов точность предыдущих сигналов часового — как часто он заблаговременно предупреждал о появлении хищника.

О других формах кооперации у животных читайте в нашем большом материале «КООП. Природа».

«Кишечник и мозг»