Ара рассказали о хорошем настроении с помощью «румянца» и взъерошенных перьев

Попугаи ара используют перья и цвет кожи, чтобы подавать визуальные сигналы. Они показывают свой позитивный настрой с помощью взъерошенных на макушке перьев и «румянца» — покрасневшей кожи вокруг клюва и глаз, говорится в журнале PLoS ONE. К такому выводу пришли этологи, изучавшие поведение сине-желтых ара во время взаимодействия с человеком, которого птицы хорошо знают и привязаны к нему.

В дополнение к основным функциям: полету и терморегуляции, птичьи перья используются для подачи визуальных сигналов своим сородичам, в том числе для поиска партнера и при выражении агрессии. У многих видов яркий цвет перьев у самцов, по-видимому, появился в результате полового отбора и является показателем их «качества» и бойцовских способностей.

Попугаи обладают одной из самых впечатляющих расцветок в животном мире, но до сих пор мало кто исследовал, используют ли попугаи перья для визуальной коммуникации. Поэтому французские этологи под руководством Алин Бертан (Aline Bertin) из университета Тура решили изучить этот вопрос. Для экспериментов они выбрали сине-желтых ара (Ara ararauna) — ярко окрашенных крупных птиц, обитающих в джунглях Южной Америки. У ара довольно много перьев на макушке и на затылке, у них есть заметные, удобные для наблюдения линии темных перьев на щеках и около глаз, и не менее заметная белая кожа вокруг глаз и клюва.

В тестах принимали участие пять ара, которые вылупились и жили в зоопарке Боваль в центральной Франции. Птиц не показывали публике, но они были участниками птичьего шоу, поэтому они каждый день работали с тренером. Все птицы уже полностью оперились, но были еще неполовозрелыми, и поэтому не демонстрировали сексуального или защитного поведения. Следует отметить, что попугаи, живущие в неволе, привязываются к людям, которые о них заботятся и очень чувствительны к их вниманию. Поэтому авторы работы сначала некоторое время наблюдали за ежедневным поведением птицы, а потом провели серию экспериментов с участием ее и тренера.

В первой части эксперимента человек две минуты смотрел на попугая и разговаривал с ним (но не брал на руки и не касался перьев). В контрольной части тренер две минуты не обращал внимания на птицу: он стоял на том же расстоянии, но повернувшись к ней спиной. Обе части компоновались в четырехминутную сессию и в разные дни исследователи провели по десять таких сессий с каждым попугаем, все они записывались на видео.

Во время предварительных наблюдений ученые выявили три области (затылок, макушка и щеки), в каждой их которых попугаи могли двигать перьями независимо от другой. Исследователи определили два положения перьев — приглаженное и взъерошенное. Также ученые наблюдали за покраснением кожи вокруг глаз и клюва ара. Появление «румянца» было замечено у 12 видов птиц, но зачем он нужен, до сих пор было непонятно.

Во время предварительных наблюдений ученые заметили, что птицы чаще взъерошивают перья и на макушке, и на затылке, и на щеках, когда находятся не в движении, а в покое (p < 0,01). Например во время социальных взаимодействий, отдыха или пережевывания пищи. Поэтому, по мнению авторов, взъерошивание перьев можно связать со спокойным, расслабленным состоянием птицы и ее позитивным настроем.

Также оказалось, что во время активного взаимодействия с человеком, попугаи чаще взъерошивали перья на макушке и «краснели», чем во время контрольного эксперимента (p < 0,01). Поэтому исследователи предположили, что, возможно, взъерошивая перья, попугаи требовали, чтобы человек их погладил. Появление «румянца» во время общения с тренером исследователи объяснили разным состоянием птицы во время эксперимента. Во время взаимодействия с человеком, птицы были настроены позитивно, а во время контрольного эксперимента, гораздо чаще добивались, чтобы тренер обратил на них внимание. Возможно, при этом они испытывали стресс и это показал цвет кожи.

В заключение авторы отмечают, что исследование проводилось на малой выборке и интерпретировать результаты надо с осторожностью. Но при этом они считают, что взъерошивание перьев на макушке и «румянец» можно считать индикатором эмоций, которые в данный момент испытывает ара.

Ранее биологи показали, что попугаи могут издавать эмоционально заразительные звуки. В частности, если новозеландские попугаи кеа слышат трель, обычно исполняемую во время игр, они впадают в более игривое настроение.

Долгую учебу связали с замедлением когнитивного спада при семейной болезни Альцгеймера