Американские ученые выяснили, что разговоры с детьми помогают их мозгу развиться в раннем возрасте. В статье, опубликованной в Journal of Neuroscience, сообщается, что у детей, родители которых часто вступают с ними в диалог, повышена целостность трактов белого вещества, соединяющих речевые центры головного мозга. Влияние этого фактора наблюдалось и вне учета социоэкономического статуса родителей.
В 2003 году американские психологи Бетти Харт (Betty Hart) и Тодд Ризли (Todd Risley) опубликовали исследование, в котором сообщалось, что к трехлетнему возрасту ребенок из семьи с высоким достатком услышит на 30 миллионов слов больше, чем ребенок из семьи низкого статуса. Найденный «недостаток словарного запаса» (англ. word gap) позволил ученым сделать вывод о том, что социоэкономический статус родителей оказывает огромное влияние на раннее развитие ребенка, в частности — на становление их словарного запаса и развитие речевых способностей.
Предполагается, что такая зависимость объясняется тем, что люди с высоким социоэкономическим статусом обычно более образованы и в целом знают и употребляют больше слов. К примеру, когнитивное развитие детей, с которыми разговаривают чаще, проходит быстрее и эффективнее. Тем не менее, разговоры с ребенком могут быть и независимым от социоэкономического статуса фактором. Кроме того, нейроанатомические особенности такого влияния до сих пор не изучались.
Проверить, как живая речь воздействует на речевые центры головного мозга ребенка в процессе раннего развития, решили ученые под руководством Рейчел Ромео (Rachel R. Romeo) из Гарвардского университета. В их исследовании приняли участие сорок детей в возрасте от четырех до шести лет и их родители. Родителям необходимо было сообщить о своем социоэкономическом статусе и предоставить аудиозаписи двух дней общения с ребенком. При анализе аудиозаписей учитывалось количество слов, произнесенных ребенком и родителями, а также случаи диалога между ребенком и взрослым (реплики и того, и другого, разделенные не более чем пятисекундным промежутком).
В качестве основного показателя развития ребенка ученые использовали, во-первых, результаты стандартизированных тестов, подготовленных специально для детей разных возрастов, и, во-вторых, измерили целостность трактов белого вещества их головного мозга при помощи диффузионной МРТ. Этот метод нейровизуализации позволяет оценить распределение молекул воды в тканях, что является прямым показателем целостности их структуры.
Ученые выяснили, социоэкономический статус родителей действительно коррелирует с их словарным запасом и способностями к языку (p = 0,003). Тем не менее, после исключения этого параметра из анализа выяснилось, что со словарным запасом ребенка коррелировало только количество диалогов между ним и родителями (p = 0,001). На основании этого ученые сделали вывод, что общение с ребенком улучшает его языковые способности и вне влияния социоэкономического статуса.
Результаты анализа диффузионной МРТ указали на повышенную целостность верхнего продольного пучка — проводящий путь белого вещества, соединяющий лобные доли с теменной и затылочной корой — у детей, родители которых чаще вступали с ними в диалог. Этот тракт также соединяет зону Брока и зону Вернике — два самых главных языковых отдела головного мозга.
Авторы работы пришли к выводу о том, что разговоры с детьми в раннем возрасте могут существенно повлиять на их языковое развитие, а также на развитие их головного мозга. При этом влияние других внешних факторов — в частности, социоэкономического статуса — будет играть меньшую роль.
Целостность белого вещества также используют в качестве показателя развития нейропатологий. К примеру, осенью прошлого года ученые обнаружили, что мозг людей, больных шизофренией, отличается обширными нарушениями структуры белого вещества. Кроме того, год назад анализ анизотропии показал, что признаки старения мозга обнаруживаются не только на этапах активного роста и старения организма, но и на протяжении всей жизни.
Елизавета Ивтушок
Упрощенные договоры они оценили выше и запомнили лучше
Исследователи из США предложили юристам почитать договоры двух типов: написанные на профессиональном юридическом жаргоне и на простом английском. Как и неспециалисты, юристы предпочли упрощенные документы стандартным: они сочли их более понятными для себя и других и решили, что клиент с большей вероятностью подпишет именно такой договор. Результаты опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.