Предсказуемость помогла детям выучить новые слова

Американские психологи провели эксперимент с участием более сотни двухлетних детей и выяснили, что лучшая стратегия для запоминания новых слов — предсказуемость их появления. В статье, опубликованной в журнале Current Biology, сообщается, что дети гораздо быстрее учили пары слово–предмет в том случае, если в процессе закрепления они появлялись в том же порядке, что и в процессе обучения.

Предсказуемость — важный аспект окружающего мира, помогающий детям в обучении. К примеру, несколько раз взяв игрушку из определенного ящика, ребенок выучит, что этот ящик — место для игрушки, и будет всегда искать ее именно там. С другой стороны, нарушение ожиданий также может послужить полезным стимулом к обучению: потрогав теплую кухонную плиту, ребенок поймет, что плита и кухонная стойка — разные вещи, и что первого лучше опасаться.

До сих пор, однако, неясно, какая стратегия — предсказуемость или ее нарушение — помогает детям в обучении новым словам. С одной стороны, для того, чтобы запомнить слово «мама» ребенку в определенном возрасте необходимо несколько раз услышать его, выстроив ассоциации с конкретным человеком. С другой стороны, нарушение ожиданий часто и эффективно используется в исследованиях способностей детей к обучению в определенном возрасте.

Проверить эффективность обоих способов обучения решили Виридьяна Бенитес (Viridiana L. Benitez) из Университета штата Аризона и Дженни Саффран (Jenny R. Saffran) из Висконсинского университета в Мэдисоне. В их эксперименте приняли участие 107 двухлетних детей, которым нужно было выучить четыре новых псевдослова: bosa, tulver, sarn и pisk. Каждому слову соответствовал определенный предмет: к примеру, для слова pisk ученые выбрали специальный резиновый мячик с мягкими иголочками. Всего экспериментов было два: в первом приняли участие 50 детей, а во втором — 57. Задания в экспериментах были одинаковыми.

В ходе самого эксперимента дети сидели перед экраном, на котором были изображены четыре закрытых окошечка. Окошечки открывались друг за другом, показывая находящиеся за ними предметы пять раз. Предсказуемым, таким образом, было то, каким по порядку то или иное окошечко открывается. Затем ученые стали озвучивать названия одного из предметов при открытии окошечка: на этот раз они открывались либо предсказуемо (в том же порядке, что и при обучении), либо нет. Допустим, при обучении окошечки открывались по часовой стрелке начиная с первого в порядке 1, 2, 3, 4. Во время того, как объекты называли, их показывали либо точно так же, либо в другом порядке, к примеру — 1, 2, 3, 2. С помощью специальной камеры ученые следили за взглядом ребенка: предмет не назывался до тех пор, пока ребенок на него не посмотрит.

После окончания обучения ребенку называли слово и просили выбрать один из двух предметов, который ему соответствует. Ученые выяснили, что те предметы, которые во время обучения показывали в предсказуемом порядке, дети называли существенно (p = 0,002) чаще, в среднем запоминая на 13 процентов больше пар предмет–слово. 

Авторы работы пришли к выводу, что предсказуемые события запоминаются ребенком лучше, чем непредсказуемые. Это, как показали результаты двух экспериментов, в особенности важно для раннего обучения новым словам и может быть в дальнейшем использовано в качестве эффективной стратегии обучения родителями и педагогами. 

На обучение ребенка новым словам в раннем возрасте может сильно повлиять наличие у него заболеваний и расстройств, но иногда этот процесс быстро восстанавливается. К примеру, зимой ученые выяснили, что дети с нарушениями слуха начинают запоминать новые слова уже через год после получения кохлеарного имплантата: примерно в этом же возрасте первые слова выучивают и дети с нормальным слухом.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Антидепрессивное действие психоделиков отделили от галлюциногенного на молекулярном уровне

Оказалось, что эти препараты напрямую связываются с нейротрофным рецептором TrkB