Если Африка станет новым центром производства пальмового масла, это нанесет ущерб популяциям приматов, так как на континенте очень мало места для безопасного выращивания пальмы. Исследование об этом опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Пищевое и техническое пальмовое масло, используемое для производства продуктов, косметики, бытовой химии и биотоплива, делается из плодов масличной пальмы (Elaeis guineensis) — на пальмовое масло приходится 30 процентов глобального объема производства растительного масла. Родиной растения считается западная Африка, однако сейчас большая часть пальмового масла в мире производится в Индонезии и Малайзии, где ради этого активно вырубаются тропические леса. Это, в частности, уменьшает ареал орангутанов на острове Борнео, которые, по данным Международного союза охраны природы (IUCN), находятся на грани полного исчезновения.
Серж Уич (Serge Wich) из Ливерпульского университета имени Джона Мурса и его коллеги оценили риски развития производства пальмового масла в Африке, как это предполагают стратегии многих компаний. К 2050 году спрос на пальмовое масло, по некоторым оценкам, удвоится по сравнению с уровнем 2005 года, пишут ученые, и большая часть новых посевных площадей под масличную пальму — по их оценке, всего примерно 53 миллиона гектаров — появится на африканском континенте.
Сопоставив два набора данных, авторы выяснили, что большая часть территорий, пригодных для выращивания масличной пальмы, одновременно служит местами обитания для 193 видов африканских приматов, 37 процентов которых уже находятся под угрозой вымирания. В основном эти территории находятся в западной и центральной части Африки, а также на восточном побережье — всего лишь 9 процентов площади континента подходит для выращивания масличной пальмы.
По мнению авторов, безопасными с точки зрения сохранения приматов и одновременно удобными для пальм оказалось всего 1,3 тысячи квадратных километров (130 тысяч гектаров) площади, преимущественно на севере Мадагаскара. С учетом площадей средней и низкой пригодности для выращивания растений этот показатель вырастает до 3,3 миллиона гектаров. Стоит отметить, что недавно N+1 писал о том, что вымирание угрожает подавляющему большинству лемуров, которые обитают только на Мадагаскаре и Коморских островах, поэтому неясно, насколько расширение производства пальмового масла на Мадагаскаре можно назвать безопасным для приматов.
«Хотя выращивание масличной пальмы — важный источник доходов для многих тропических стран, дальнейшее его расширение представляет собой ключевую угрозу для тропических лесов и биоразнообразия… Мы показали, что масштабное развитие производства пальмового масла в Африке будет иметь неизбежные отрицательные последствия для приматов региона», — пишут ученые в статье.
Вместо агрессивного расширения авторы предлагают интенсифицировать производство пальмового масла за счет более урожайных сортов пальмы, полученных с помощью современных технологий. Кроме того, они рассчитывают, что информация об «экологическом следе» производства пальмового масла побудит потребителей изменить свое поведение, что снизит общий спрос на масло в пищевой и косметической индустриях.
Авторы блога «Намочи Манту» ранее рассказали нам о распространенных мифах и правде о пальмовом масле и его влиянии на здоровье человека.
Жара не только нарушает условия труда, но и наносит ущерб здоровью работников
Одна жаркая неделя может затруднить доступ к пище для 1,88 процента домохозяйств в стране, причем наибольшему риску подвергаются жители бедных стран, в которых и без того слаба защита прав работников. В Индии, например, по причине вынужденных недельных простоев в работе могут столкнуться с дефицитом еды восемь миллионов человек. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behaviour. Влияние глобального потепления на продовольственную безопасность обычно рассматривают в контексте изменений окружающей среды: рост температуры приводит к снижению урожайности, деградации почв, засухам и следующим за ними голоду. В том или ином виде с этим сталкивается около двух миллиардов человек на планете. Однако угрозу продовольственной безопасности может нести и прямое влияние на здоровье и благополучие людей. В жаркие дни снижается производительность труда, а иногда работать становится и вовсе невозможно из-за опасности. Это влияет на способность семей получать доход и обеспечивать себя пищей, но количественные оценки такого воздействия практически отсутствуют. Кэролайн Крюгер (Carolin Kroeger) из Оксфордского университета исследовала, как жара влияет на краткосрочные угрозы продовольственной безопасности на уровне домохозяйств. Она использовала данные о доходе, возрасте, поле людей в домохозяйствах 150 стран и их беспокойстве по поводу пищи. Они были получены с помощью телефонных интервью с 2014 по 2017 годы. Данные о погодных условиях были взяты из базы ERA5-HEAT. Регрессионный анализ показал, что чем больше жарких дней выпадает на неделю, тем уязвимее становится домохозяйство в плане обеспеченности пищей. Например, три жарких дня в неделю приводят к снижению продовольственной безопасности на 0,78 процента (p = 0,004), а полностью жаркая неделя — уже на 1,88 процента (p < 0,001). На уровне страны жаркая неделя снижает безопасность на 0,54 процента (p < 0,001). В стране с населением как в Индии жаркая неделя может затруднить доступ к еде для восьми миллионов человек. Вклад различных факторов в снижение продовольственной безопасности автор исследования ранжировала с помощью анализа медиации. Она пришла к выводу, что главную роль играет сложность в получении дохода (63,35 процента), затем следуют рейтинг местного рынка труда (16,26 процента) и индивидуальные проблемы со здоровьем (12,14 процента). Наиболее опасной жара оказалась для продовольственной безопасности населения стран с низким уровнем ВНП на душу населения, где у людей слабая социальная и страховая защита, а также низкий контроль за соблюдением трудовых и строительных норм. Ранее в шестом докладе МГЭИК было спрогнозировано усиление угрозы продовольственной безопасности во всем мире из-за засух и уменьшения площади пастбищ. Причем с голодом на фоне глобального потепления сталкиваются не только люди — по этой же причине сократилась численность трубкозубов в Африке, а широконосые лемуры на острове Мадагаскар уже оказались на грани вымирания.