Ящерицы с длинными пальцами пережили ураган

Ученым удалось увидеть естественный отбор в действии: сравнив данные о морфологии ящериц до и после урагана, исследователи выяснили, что пальцы на ногах и передние конечности у выжившей популяции были в среднем больше, чем у этой же популяции ящериц до урагана. Авторы считают, что выжившие ящерицы лучше цеплялись за ветки и поэтому пережили ураган. Результаты исследования опубликованы в Nature.
Стихийные бедствия, такие как ураганы, могут наносить большой ущерб экосистемам, вызывать массовую гибели животных. До сих пор было не ясно, действует ли при этом избирательный отбор определенных признаков, таких как способность сопротивляться ветру, или смерти от урагана совершенно случайны. Колину Донихуэ (Colin Donihue) из Гарвардского университета США и его коллегам выпала редкая возможность это выяснить.
Ураганы Ирма и Мария обрушились на острова в Вест-Индии через четыре дня после окончания экспедиции осенью 2017 года, в которой ученые исследовали морфологию небольших ящериц (Anolis scriptus); скорость ветра порой превышала 200 километров в час. После окончания штормов в регионе, спустя шесть недель после отъезда, ученые вернулись на острова для повторного сбора данных.

Выжившие популяции ящериц на обоих островах обладали пропорциями, достоверно отличающимися от средних пропорций ящериц до ураганов. Средний по популяции размер передних конечностей стал больше, как и пальцы на задних (на 6,1 процента) и на передних конечностях (на 9,2 процента). Длинные пальцы и передние ноги позволяют ящерицам крепко держаться за ветки и, по всей видимости, более успешно переживать ураганы. При этом по длине тела ящерицы стали в среднем короче на 1,4 процента, а бедренные кости уменьшились в среднем на шесть процентов. Возможно, причиной этого изменения стало то, что слишком большая поверхность бедер увеличивала парусность при сильном ветре.
По прогнозам, экстремальные климатические явления в ближайшие десятилетия будут происходить чаще и становиться интенсивнее. В связи с этим естественный отбор устойчивых признаков может становиться все более заметным фактором эволюции для самых разных животных.

Естественный отбор действует сейчас и на человеческую популяцию. Например, у афроамериканцев и азиатов снизилась переносимость алгоголя, британцы стали тяжелее, а британки ниже.

Александра Кочеткова