Астрономы определили конфигурацию магнитного экватора Юпитера — воображаемой линии, во всех точках которой магнитная стрелка располагалась бы параллельно поверхности планеты. Положение экватора «выдали» ионы водорода H3+. Открытие позволит построить более точные модели ионосферы и магнитного поля планеты, а также верно интерпретировать данные с межпланетной станции «Юнона». Статья опубликована в журнале Nature Astronomy.
Исследования ионосферы Юпитера, проводившиеся при помощи наземных телескопов и космических межпланетных станций (с расстояний более 1,8 радиуса Юпитера), в основном затрагивали полярные области планеты, где регистрировались сияния. Наблюдения хорошо согласовались с моделями магнитного поля планеты, описывающими силу и направление дипольных магнитных моментов, однако многие детали строения ионосферы и магнитосферы оставались неизвестными. Некоторую ясность внесли недавние данные, полученные «Юноной», изучавшей магнитное поле планеты с более близких расстояний (примерно один радиус Юпитера) и обнаружившей асимметричную и сложную картину распределения напряженности поля.
Чтобы понять природу и влияние на планету неоднородностей в его магнитном поле, необходимо выяснить, есть ли изменения плотности ионосферы в этих областях. Группа исследователей во главе с Томом Сталлардом (Tom Stallard) вновь проанализировала снимки Юпитера, сделанные инфракрасным телескопом InfraRed Telescope Facility за 1995-2000 годы. Авторы искали различия в яркости регистрируемой линии излучения H3+ — иона водорода, который в больших количествах присутствует в верхних слоях атмосферы планеты (в том числе и ионосфере) и образуется в ходе столкновений между фотоэлектронами и молекулами водорода. Ранее, при проведении подобной работы, удалось отыскать температурную аномалию, названную Большое Холодное Пятно.
Итогом работы стало обнаружение экваториальной «ленты», где яркость излучения H3+ значительно меньше, чем в окружающих областях. Астрономы учли возможный вклад процессов, идущих в тропосфере планеты, поэтому можно говорить именно о процессах, идущих в ионосфере Юпитера, а также интерпретировать «ленту» как магнитный экватор планеты или линию нулевого значения вертикальной составляющей напряженности магнитного поля. Поскольку фотоэлектроны, в основном, перемещаются вдоль линий магнитного поля, горизонтальная составляющая напряженности поля на экваторе направляет фотоэлектроны на более высокие широты, когда они пытаются попасть на более низкие высоты, из-за чего интенсивность образования H3+ в окрестности магнитного экватора падает.
Такие выводы хорошо согласуются с недавними данными «Юноны», по которым магнитный экватор практически совпадает с обнаруженной «лентой», что говорит о том, что местоположение магнитного экватора Юпитера оставалось стабильным, по крайней мере, в течение 15 лет. Дальнейшие исследования, в сочетании с данными, получаемыми аппаратом, должны дать понимание хода процессов, идущих в экваториальной ионосфере, а также в других ее областях.
Ранее мы рассказывали о том, как выглядит северный полюс Юпитера в инфракрасном диапазоне, где чаще всего бушуют грозы на нем и как астрономы подтвердили уменьшение и покраснение Большого Красного пятна. Об удивительном мире газового гиганта можно узнать из наших специальных материалов и галерей.
Александр Войтюк
Его возраст составляет 11–15 тысяч лет
Астрономы обнаружили новый галактический остаток сверхновой, который оказался одним из самых крупных и близких подобных объектов, известных на сегодняшний день. Возраст туманности оценивается в 11–15 тысяч лет. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org. Остатки сверхновых важны для астрофизики как объекты, позволяющие разобраться в механизмах вспышек сверхновых и эволюции массивных звезд и двойных систем, а также в химическом обогащении внутренней среды галактик. Однако в Млечном Пути известно на сегодня около трехсот остатков сверхновых, хотя по теоретическим оценкам их может быть почти на порядок больше. Это связывается с тем, что некоторые туманности очень маленькие или очень тусклые, либо находятся в областях, где их можно спутать с другими типами туманностей. Группа астрономов во главе с Мирославом Филиповичем (Miroslav D. Filipović) из Университета Западного Сиднея сообщила о случайном открытии нового галактического остатка сверхновой G288.8—6.3. Оно было сделано в рамках обзора неба EMU (Evolutionary Map of the Universe), проводимого при помощи наземного радиотелескопа ASKAP (Australian Square Kilometre Array Pathfinder). Ученые также использовали в работе данные других обзоров неба, проводимых на наземных и космических телескопах, таких как CHIPASS, HI4PI и eRASS. G288.8—6.3 расположен в 4200 световых годах от Солнца и примерно в 456 световых годах от плоскости галактики, что позволяет предположить, что остаток попадает в тонкий диск. Туманность характеризуется несколько меньшей поверхностной яркостью, чем большинство известных остатков сверхновых в Млечном Пути и Магеллановых Облаках, а ее собственный размер оценивается в 130 световых лет. Возраст туманности оценивается в 11–15 тысяч лет, она находится либо на поздней стадии адиабатического расширения, либо на стадии высвечивания энергии и охлаждения, расширяясь в межзвездной среде со средней плотностью вещества. Не было найдено явных свидетельств наличия в остатке пульсара или связанного с ним плериона, напряженность магнитного поля в туманности составляет от 7,7 до 41,7 микрогаусс. Ранее мы рассказывали о том, как ученые нашли сотовую структуру внутри Крабовидной туманности.