Военный командный пункт перенесли в виртуальную реальность

Breaking Defense / YouTube

Американская компания Raytheon на авиасалоне в британском Фарнборо представила рабочий концепт виртуального командного пункта для оперативного управления мультидоменными военными действиями. Как пишет Breaking Defense, виртуальный командный пункт позволит сладить действия войск и скоординировать согласование действий на разных уровнях управления. При этом командующим не будет нужды физически находиться в одном и том же месте — с помощью очков виртуальной реальности они смогут «войти» в командный пункт через сеть.

Министерство обороны США представило концепцию мультидоменных военных действий в 2016 году. Тогда военные заявили, что Россия во время учений активно отрабатывает ведение боевых действий с одновременным скоординированным участием разных родов войск. Такая стратегия может позволить одерживать победу над технологичным противником, а поэтому ее следует перенять американским войскам. Концепция мультидоменной войны Пентагона предполагает слаженное и точное участие в боевых действиях одновременно разных видов и родов войск: от ВМС и ВВС до кибервойск.

Американские военные полагают, что в случае войны одержать победу над высокотехнологичным противником можно только, если одновременно вести боевые действия на суше, на море, в воздухе, в космосе и в киберпространстве. В настоящее время координация действий всех существующих в составе вооруженных сил видов и родов войск очень и очень сложна, а потому в случае реальной войны нередки будут всевозможные ошибки, накладки и отставания во временных рамках.


Концепт виртуального командного пункта Raytheon предполагает получение информации от различных боевых разведывательных систем (беспилотников, наземных роботов, подразделений, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, спутников) и объединение, обработку и фильтрацию данных с помощью искусственного интеллекта. Сам командный пункт должен быть реализован, в том числе, с использованием облачных технологий и самовосстанавливающихся компьютерных сетей, чтобы обеспечить непрерывный доступ к оперативной информации и гарантировать проведение приказов по цепочке.

Внутри виртуальной реальности командный пункт визуально напоминает компьютерную игру-стратегию: подробная карта местности, на которой ведется бой, с отметками, обозначающими положение дружественных войск и обнаруженных подразделений противника. По каждой отметке можно получить дополнительную информацию, включая не только данные о состоянии каждого подразделения, но и информационную выдачу с разведывательных систем в режиме реального времени.

В Raytheon утверждают, что виртуальный командный пункт позволит эффективнее противостоять большому количеству угроз, включая современные системы противовоздушной обороны, гиперзвуковые ракеты, мобильные комплексы с баллистическими ракетами, разного уровня хакерские атаки, различное спутниковое оружие с возможностью быстрого выведения на орбиту и различного рода лазерное оружие. Разработчики уверены, что для мультидоменных боевых действий крайне важен объем и оперативность информации и скорость проведения приказов.

Сегодня, помимо США и России, еще несколько стран мира занимаются созданием различных систем управления разнородными войсками. Работы ведутся в рамках масштабной концепции сетецентрических вооруженных сил. Этот термин обозначает военную организацию, управление которой осуществляется при помощи единой информационной системы. Такая система позволяет разным видам и родам войск быстро обмениваться информацией между собой независимо от типов и стандартов используемого оборудования. Она же позволяет осуществлять оперативное управление войсками.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.