Распространенность обсессивно-компульсивного расстройства среди жителей страны коррелирует с географической широтой, выяснили американские ученые. Они изучили 24 работы, посвященные наличию расстройства у жителей различных стран, и обнаружили, что распространенность ОКР зависит от того, насколько далеко страна расположена от экватора. Статья опубликована в Journal of Obsessive-Compulsive and Related Disorders.
При обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР) часто возникают навязчивые или пугающие мысли (обсессии), справиться с которыми помогают своеобразные «ритуалы» (компульсии) — определенные действия, например, мытье рук или пересчет окружающих предметов или выполняемых действий. Ряд научных работ показывает, что возникновение навязчивых состояний тесно связано с нарушением сна: в частности, среди людей, страдающих от ОКР, распространена плохая гигиена сна, к примеру — поздний отход ко сну. Циркадные ритмы, определяющие циклы сна и бодрствования человека, в свою очередь, регулируются естественным освещением — сменой дня и ночи: к примеру, исследования показывают, что жители северных широт, в целом, спят хуже из-за недостатка солнечного света и его замены искусственными источниками освещения.
Группа ученых под руководством Брианны Грюнталь (Breanna A. Grunthal) предположила наличие положительной корреляции между широтой местности и распространенностью ОКР среди ее жителей. Для этого исследователи проанализировали 24 работы, посвященные распространению расстройства у более чем 100 тысяч жителей различных стран Африки, Азии, Европы, Северной и Южной Америки.
Ученые выяснили, что распространение ОКР в определенной стране зависит (p < 0,001) от широты ее расположения: чем дальше территория от экватора, тем больше среди жителей зарегистрированных случаев навязчивых состояний.
Для того, чтобы исключить влияние других, побочных переменных на корреляцию между двумя рассматриваемыми параметрами, ученые проанализировали связь между распространением ОКР и индивидуальными факторами (пол, возраст, семейное положение), а также общественными факторами (размером ВВП). Все корреляции были незначимыми. Кроме того, широта не коррелировала с распространением у жителей страны панического расстройства: эту связь авторы работы проверили в качестве контрольной.
Таким образом, ученым удалось указать на связь между распространением ОКР и географическими параметрами отдельной страны. Тем не менее, у исследования существует ряд ограничений, о которых говорят сами авторы: они отмечают, что в дальнейших работах необходимо смотреть на распространение расстройства на меньших географических территориях (это увеличит валидность корреляции). Кроме того, о причинах такой связи точно говорить пока что рано: помимо снижения естественного освещения и увеличения освещения искусственного причиной, к примеру, могут быть и культурные факторы.
Недавно нидерландские ученые выяснили, что братья и сестра людей с обсессивно-компульсивным расстройством защищены от проявления навязчивых состояний повышенной активностью отделов головного мозга, отвечающих за когнитивный контроль: об этом вы можете прочитать в нашей заметке.
Елизавета Ивтушок
И основаны на когнитивных искажениях
Два американских исследователя проанализировали данные опросов 12,5 миллиона респондентов и выяснили, что последние 70 лет люди в 60 странах мира считали, что моральное состояние общества деградирует. При этом год от года их оценки добродетельности своих современников практически не менялись. Результаты исследования и их интерпретация опубликованы в Nature. Идея морального упадка современного общества широко известна и восходит как минимум к античности. Так, например, еще в 399 году до нашей эры афинский суд присяжных приговорил одного из граждан полиса к смерти за то, что он «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». А римский историк Тит Ливий начинает свой труд Ab urbe condita с надежды, что его читатель «последует мыслью за тем, как в нравах появился сперва разлад, как потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо, пока не дошло до нынешних времен». Практически в любой письменной культуре можно найти литературные памятники, упоминающие, среди прочего, моральную деградацию современности. Однако все эти свидетельства редко уходят дальше качественной оценки морали современности. В ХХ веке, вместе с развитием исследовательских техник в социологии и технологическим прогрессом в области телекоммуникаций, у ученых появилась возможность проводить количественные измерения общественной морали. Адам Мастроянни (Adam M. Mastroianni) из Колумбийского университета в Нью-Йорке вместе с Дэниэлом Гилбертом (Daniel T. Gilbert) собрали и проанализировали опросы 220 тысяч американцев, которые проводились с 1949 по 2019 год и включали в себя такие вопросы: «стало ли наше общество за последние десятилетия менее честным и нравственным, более, или же степень, в которой люди честны и нравственны, не изменилась?»«состояние нравственных ценностей в этой стране целиком улучшается или ухудшается?» Большинство участников — из США и еще 59 стран — примерно в 85 процентах пунктов опросников указывали, что мораль в упадке. И доля участников, которые так отвечали, была примерно одинакова в разные годы. Больше половины опрошенных вместе с этим упоминали и о том, что современное им общество добилось определенного нравственного прогресса, как то: улучшение отношения к афроамериканцам, к людям с физическими недостатками и гомосексуалам. В 2020 году Мастроянни с Гилбертом провели еще три опроса, в которых поучаствовали в общей сложности 1230 американцев. Их просили оценить, насколько добрыми, честными, дружелюбными и хорошими были люди в 2020, 2010, 2014, 2016 годах, а также в год их рождения и год, когда им исполнилось 20. Самые низкие оценки по этой метрике во всех опросах получил 2020 год. В разные десятилетия люди верили, что этот упадок начался примерно в то время, когда они родились, и с тех пор продолжается. Причем степень этого упадка казалась тем выше, чем старше и консервативнее был респондент (авторы отдельно подчеркивают, что даже те, кто идентифицировал себя как либерала, также говорили о падении нравов). Затем ученые решили выяснить, что по мнению людей является двигателем нравственных перемен: деградацией личных качеств людей с возрастом или же смена поколений — то есть замена более нравственных людей менее нравственными. Они провели еще один опрос с 319 участниками, чтобы понять, с чем люди связывают наблюдаемый ими упадок морали. Опрошенные отвечали, что со временем снижается нравственность как отдельных людей (то есть с годами человек «портится»), так и целых поколений. Если мораль действительно непрерывно падает, то каждое следующее поколение должно все ниже и ниже оценивать уровень нравственности своих современников. В данных опросов, с которыми работали исследователи, помимо вопросов о трендах в морали, были еще и вопросы о фактических проявлениях нравственности: например, как часто в прошлом году сам респондент помогал кому-то донести до дома сумки с продуктами или все ли вчера относились к нему с должным уважением. Отобрав массив таких опросов, ученые получили выборку из четырех с половиной миллионов американцев, опрошенных между 1965 и 2020 годом. Его анализ показал, что средний уровень «фактической нравственности» в ответах респондентов остается практически неизменным. То же подтвердилось и на данных 33 опросов за пределами США. Таким образом, резюмируют ученые, люди убеждены в том, что нравственное состояние общества со временем становится только хуже, но при этом их оценки добродетельности своих современников остаются примерно на одном и том же уровне. По мнению авторов, этот эффект может возникать из-за нашей предвзятости. Исследования показывают, что мы обращаем больше внимания на негативную информацию о других людях, но при этом лучше запоминаем хорошее, чем плохое. Из-за этого нам может казаться, что сегодня зла вокруг очень много, а о том плохом, что было раньше, мы благополучно забываем. Авторы назвали этот механизм предвзятым восприятием и памятью (biased exposure and memory, BEAM). Если он правда работает, то декларируемый упадок морали должен становиться менее заметен — а то и вовсе пропадать — когда у людей спрашивают о нравственности тех, кого они считают добродетельными. Или когда спрашивают о временах до их рождения. Эту гипотезу ученые проверили с помощью еще двух опросов. В первом они спросили у 283 человек, стали ли люди в целом менее добрыми, честными и хорошими в 2020 году по сравнению с 2005. А затем поинтересовались, стали ли их знакомые — друзья и родственники — менее добрыми, честными и хорошими за это время. Респонденты ответили положительно на первый вопрос, а о людях своего круга сказали, что те за 15 лет, напротив, в среднем стали добрее и честнее. Еще 387 человек авторы попросили оценить доброту, честность и доброжелательность людей в текущем году (опрос проводился в 2021 году),в год, когда респонденту исполнилось 20, а также за 20 и за 40 лет до рождения. Опрашиваемые сочли, что в 2021 году по сравнению с годом, когда им было 20, люди были менее добрыми, честными и хорошими. А в год, когда им было 20, люди были менее добрыми, честными и хорошими, чем в год рождения респондентов. А вот представления о том, насколько более нравственны были люди, жившие в год их рождения и ранее, уже мало отличались друг от друга. Так авторы подтвердили, что иллюзия морального упадка возникает из-за когнитивных искажений. Люди переставали говорить о моральном упадке, когда речь шла о близких людях, о которых они знают много хорошего — или тех, о ком почти ничего не знали. Другое исследование, о котором мы рассказывали раньше, показало, что люди склонны считать ученых аморальными — им, по мнению опрашиваемых, важнее исследования и знания, чем мораль.