Светодиоды спасли бакланов от гибели в рыболовных сетях

Ученые-экологи обнаружили, что освещение рыболовных сетей с помощью зеленых светодиодов снижает риск попадания в них морских птиц. Предложенный подход был протестирован на рыболовных сетях в одном из заливов у побережья Перу и привел к уменьшению количества запутавшихся в них бакланов на 85 процентов, пишут ученые в Royal Society Open Science.

Один из наиболее распространенных типов рыболовных сетей — жаберная сеть. Эта сеть устанавливается поперек движения рыбы и животные, попадая в нее, застревают в ее ячейках, которые не позволяют двигаться ни вперед, ни назад. Чаще всего такие сети используются для отлова сардин, лососевых и трески. Основная проблема такого типа орудий лова — высокая вероятность прилова, то есть неумышленной добычи других видов рыбы или морских животных: черепах, небольших дельфинов, китов и птиц. Из-за того, что нейлоновые жаберные сети практически не видно в воде, в них ежегодно попадает и погибает в среднем более 400 тысяч морских птиц.

Исследователи из Перу, Великобритании и США под руководством Джеффри Мэнджела (Jeffrey C. Mangel) из компании ProDelphinus и Эксетерского университета предложили для отпугивания от сетей птиц использовать достаточно простой метод. На нейлоновые рыболовные сети, предназначенные для отлова камбал, а также акулохвостых и ромбовидных скатов исследователи установили светодиоды, которые освещают сеть и делают ее более заметной.

Исследование проводилось с 2011 по 2013 год в заливе Сечура в северной части Перу. На нейлоновые сети длиной до 600 метров и размером ячейки 24 сантиметра были установлены зеленые светодиоды. Расстояние между соседними индикаторами составило 10 метров. Для проведения эксперимента ученые использовали 114 пар сетей, на одной из которых были закреплены светодиоды, а на второй — нет.

За время наблюдений в обычных сетях запутались 39 бакланов Бугенвиля (Phalacrocorax bougainvillii), а в сетях с зелеными светодиодами — всего шесть. То есть на каждый километр сети в течение суток приходилось 0,97 запутавшегося баклана для неосвещенной сети и только 0,15 баклана — для подсвеченной. Таким образом, прилов бакланов с помощью светодиодов был снижен на 85 процентов. Кроме бакланов, в сетях было найдено четыре перуанские олуши (Sula variegata), однако эти данные из-за недостаточного размера выборки не были учтены авторами исследования.

Авторы работы не сообщают, почему они выбрали именно зеленые светодиоды, а также умалчивается, как освещение сети сказалось на улове камбалы и скатов. Тем не менее, в предыдущих работах уже было показано, что аналогичный подход эффективен для снижения прилова морских черепах, и тогда на улове рыбы освещение сети не сказалось. Таким образом, использование светодиодов может оказаться весьма эффективным средством, которое позволит спасти сразу несколько видов животных.

Стоит отметить, что иногда морские животные пользуются рыболовными сетями и для своей пользы. Так например, средиземноморские афалины при истощении рыбных ресурсов часто воруют рыбу из рыболовных сетей, при этом еще и сильно повреждая их.

Странного кожана переоткрыли спустя сто лет