По мере истощения рыбных запасов дельфины начали воровать рыбу у рыбаков

Средиземноморские бутылконосые дельфины или афалины (Tursiops truncatus) часто воруют рыбу из рыболовных сетей, при этом их повреждая. Британские и турецкие экологи исследовали рыболовные места в водах Северного Кипра и заметили дельфинов в 28 процентах случаев. Там, где они встречались, площадь поврежденных сетей была в шесть раз больше. Также ученые подтвердили, что ультразвуковые отпугиватели на афалин не действуют.

То, что морские млекопитающие воруют рыбу из сетей, известно давно. Исследователи фиксировали, как тюлени воруют рыбу в Северном море, малые косатки (Pseudorca crassidens) — в Тихом океане, а обычные (Orcinus orca) — в Северной Атлантике. Во время грабежа животные повреждают сети, иногда запутываются в них и гибнут. А рыбаки терпят убытки из-за порванных сетей и уменьшения улова. Чтобы, с одной стороны, защитить морских млекопитающих от гибели, а с другой предотвратить экономические потери, ученые исследуют поведение животных в таких ситуациях.

В некоторых регионах, например, в странах Средиземноморья, рыболовная промышленность настолько развита, что запасы рыбы в Средиземном море сократились больше чем вдвое (1, стр.223). Поэтому многочисленные дельфины-афалины все чаще воруют рыбу из сетей. Не помогают и ультразвуковые отпугиватели, которые не только не помогают избавиться от «грабителей», но скорее служат для них приглашением к обеду. Около 80 процентов рыбаков в странах Средиземноморья представляют малый бизнес и из-за воровства рыбы животными терпят значительные убытки. По свидетельствам рыбаков, одно судно ежегодно теряет от 500 евро до 20 тысяч. Авторы нового исследования под руководством Робина Снейпа (Robin Snape) из Эксетерского университета решили исследовать рыболовную промышленность Северного Кипра. Большинство рыбаков в этом регионе выходит в море на небольших судах и пользуется сетями, поэтому нередко сталкивается с воровством рыбы. Ученые решили не только опросить местных рыбаков, но и самим понаблюдать за коммерческим выловом.

Исследователи узнали у 140 капитанов рыболовецких судов пользуются ли они сетями, с какой периодичностью выходят в море, как часто и сколько дельфинов они видят. Также по просьбе авторов работы в течение двух с половиной лет в прибрежных водах острова были установлены 45 экспериментальных рыболовных сетей, недалеко от которых ставили ультразвуковые отпугиватели и акустические детекторы, которые распознавали ультразвуковые сигналы, и 44 контрольные сети, около которых отпугивателей не было. В среднем, время лова составляло около четырех часов.

Оказалось, что 92 процента рыбаков встречали дельфинов во время лова в течение прошлого года; 40 процентов из них выходили в море в течение всего года и встречали дельфинов круглый год. В основном рыбаки встречали группы до пяти особей. Ультразвуковые детекторы, установленные около сетей, тоже фиксировали присутствие дельфинов в течение всего года, от четырех до 15 дней в месяц.

Половина из тех рыбаков, которые видели дельфинов, сказали, что животные всегда рвали их сети, и только девять процентов ничего подобного не замечали. Детекторы, установленные учеными, «поймали» дельфинов около 13 из 45 экспериментальных сетей (в 28 процентах случаев). Животные действительно рвали сети, в среднем повреждая 1,5 процента площади сети. При этом, если детекторы засекали присутствие дельфинов, повреждения оказывались в шесть раз больше (3,7 процента от общей площади), чем там, где животных не было (0,6 процента). Кроме того, исследователи обнаружили, что ультразвуковые отпугиватели не сработали на афалин: разница между площадью повреждений и частотой их присутствия между контрольными и экспериментальными сетями оказалась незначительной.

Исследователи отмечают, что рыбаки действительно несут ощутимые потери из-за разорванных дельфинами сетей. Несмотря на небольшое количество повреждений в среднем, одна из экспериментальных сетей, около которой часто встречались дельфины, потеряла 79 процентов своей площади и ее нужно было менять. И хотя исследователи отмечают, что для оценки убытков нужны дополнительные исследования, они пишут, что стоимость одной сети, которые они использовали, 155 евро. По оценкам ученых, рыбаки выходят в море 132-240 раз в год, и меняют сеть, если она повреждена наполовину или больше. Так что даже если считать, что повреждения всякий раз будут минимальными — 0,6 процента, за год бóльшая часть сети придет в негодность и ее придется менять. С учетом того, что рыболовецкие суда вряд ли обходятся одной сетью, а повреждения могут быть больше, убытки рыбаков действительно могут составлять тысячи евро.

«Похоже, что некоторые дельфины ищут сети, как потенциальный источник еды», — говорит Робин Снейп. «Вероятно, такое поведение вызвано уменьшающимися рыбными ресурсами. Уменьшение приводит и к более низким уловам, и соответственно, необходимости использовать больше сетей и дополнительным расходам для рыбаков. Нам срочно нужно эффективное управление рыбными ресурсами, чтобы остановить чрезмерный вылов рыбы, который и является причиной этого порочного круга».

Недавно исследователи выяснили, что серые дельфины могут планировать маршруты движения запоминая место предыдущей удачной охоты.

Сталагмиты помогли увидеть связь между потеплением на севере Атлантики и изменением всей атмосферной циркуляции