«Прогресс» впервые отправился к МКС по сверхкороткой схеме полета

Ракета-носитель «Союз-2.1а» запустила к МКС грузовой космический корабль «Прогресс МС-09». Во время этого запуска впервые будет использоваться двухвитковая схема, при которой корабль пристыкуется к станции менее чем через четыре часа после запуска, сообщает ТАСС со ссылкой на заявление ЦНИИмаш. В будущем эту схему могут опробовать и на пилотируемых кораблях «Союз».

Запуски российских космических кораблей «Союз» и «Прогресс» проходят по двум схемам — традиционной и короткой. При традиционной схеме между стартом ракеты и стыковкой корабля с МКС проходит около двух суток. С начала 2010-х годов «Роскосмос» начал проводить часть запусков по короткой схеме, при которой корабль прибывает к станции через четыре витка вокруг Земли или шесть часов после запуска. На беспилотных кораблях «Прогресс» схему протестировали во время миссии «Прогресс М-16М» в 2012 году, а на пилотируемом «Союзе» — в 2013 году в рамках миссии «Союз ТМА-08М». Более короткий полет обладает несколькими преимуществами, в том числе небольшой экономией топлива и бо́льшим комфортом экипажа в случае запуска пилотируемого корабля «Союз».

С 2017 года «Роскосмос» пытался провести полет «Прогресса» по еще более быстрой схеме, при которой космический корабль стыкуется с МКС через два витка вокруг земли или примерно 3,5 часа после старта. Испытать такую схему планировали во время миссий «Прогресс МС-07» и «Прогресс МС-08», но оба раза запуски переносились, и из-за изменившихся баллистических условий корабли отправляли к станции по двухсуточной схеме.

10 июля в 00:51 по московскому времени ракета-носитель «Союз-2.1а» с космическим кораблем «Прогресс МС-09» стартовала с площадки № 31 на космодроме Байконур. Стыковка корабля с МКС должна произойти в 04:39 по московскому времени. «Прогресс» доставит на станцию более 2,5 тонны грузов, в том числе грузы и продовольствие для экипажа, а также топливо. Кроме того, на станцию доставят второй скафандр «Орлан-МКС» для выхода экипажа в открытый космос. Также на станцию прибудут научно-образовательные наноспутники «СириусСат-1» и «СириусСат-2», которые затем будут запущены на орбиту с МКС.

Стоит отметить, что выбранная схема стыковки — не самая быстрая из когда-либо применявшихся в истории космонавтики. В 1968 году советский беспилотный космический корабль «Космос-213» провел стыковку с аналогичным аппаратом «Космос-212» серии «Союз 7К-ОК» через 47 минут после запуска.

В августе 2019 года должен состояться первый запуск беспилотной версии космического корабля «Союз МС». Результаты этого полета могут быть использованы при создании космического корабля «Союз ГВК», который сможет возвращать с МКС до 500 килограммов грузов. Его создание планируют завершить в 2022 году.

Станция «Чандраян-3» прислала первые снимки Луны