Охрана «коридоров» между территориями поможет сохранить африканских львов

Международная группа исследователей проанализировала данные о перемещении львов и разработала новую стратегию охраны этих хищников. Для сохранения генетического разнообразия в популяциях, живущих на охраняемых территориях, оказалось важным охранять ключевые «коридоры», по которым львы смогут перемещаться между этими территориями. Исследование опубликовано в PLoS ONE.

В настоящее время львы (Panthera leo) из-за активного расселения людей занимают около десяти процентов от своего исторического ареала. Ожидается, что к концу этого столетия население людей в Африке увеличится втрое, поэтому уже сейчас охрана территорий для жизни львов и других диких животных становится острой проблемой. В более раннем исследовании было обнаружено, что для сохранения генетического разнообразия популяции львов, являющегося основой долговременного выживания вида, необходимо минимум 50 прайдов. Очень немногие оставшиеся популяции содержат такое количество прайдов, а существующие в данные момент охраняемые районы часто оказываются слишком маленькими для жизни популяций в долгосрочной перспективе. Именно поэтому решающее значение приобретают территории, через которые львы могут переходить из одной популяции в другую.

Трансграничный заповедник Каванго-Замбези на юге Африки, в котором проводились исследования, занимает более 520 тысяч квадратных километров суммарно и расположен на территории пяти стран. Самуэль Кушман (Samuel Cushman) вместе с международной группой ученых проанализировали данные о передвижении молодых самцов, расселяющихся из родительского прайда, полученные с помощью GPS-ошейников. Исследователи создали модель, в которой определили вероятность нахождения животного в каждом 500-метровом квадрате изучаемой территории. Модель подтвердила, что молодые львы выбирали пути в основном внутри охраняемых территорий и избегали городов, дорог и густонаселенных территорий.

Ученые определили «ядра» популяций, из которых происходило массовое расселение молодых самцов, и «коридоры», по которым львы передвигались между популяциями, и оценили важность каждого из них. «Ядра» оценивали по площади, количеству расселяющихся львов и связанности с другими популяциями. «Коридоры» оценивали по частоте использования животными и по уникальности связи. То есть если две области связывает только один «коридор», то его важность оценивается выше, чем «коридор», у которого есть дублеры.

Анализ перемещений хищников показал три ключевых «ядра» и четыре важнейших «коридора». Авторы рекомендуют создать защиту основных областей расселения и «коридоров», а не только транспортировать львов из одной охраняемой области в другую, как делалось раньше, поскольку «коридоры» могут обеспечить связь между популяциями для многих видов, а не только для львов. В сочетании с социальными, политическими и экономическими факторами результаты исследования могут помочь принять эффективные меры охраны территорий, необходимых для сохранения генетического разнообразия львов в Южной Африке.

Национальные парки и заповедники помогают сохранить как отдельные виды, так и биоразнообразие в целом. По результатам недавнего исследования, треть заповедных территорий подвергается сильному воздействию со стороны человека.

Александра Кочеткова