Треть охраняемых территорий подверглась сильному антропогенному воздействию

Примерно треть охраняемых природных территорий планеты подвергается сильному воздействию со стороны человека, сообщается в журнале Science. Общая площадь «угнетаемых» районов составляет порядка шести миллионов квадратных километров — это почти в два раза больше площади Индии.

Сегодня многие страны создают национальные парки и заповедники (и другие охраняемые природные территории), которые помогают заботиться об окружающей среде и животных. Всего на Земле насчитывается 202 тысячи охраняемых территорий, которые занимают 14,7 процента суши. Значимым шагом по сохранению планеты стало создание конвенции о биологическом разнообразии, к которой на данный момент присоединилось 193 страны. Ее главная цель — защита не только растений и животных, но и грибов, микроорганизмов, экосистем и генетического разнообразия в целом.

Кендалл Джонс из Университета Квинсленда в Австралии и его коллеги проанализировали существующие карты экологического следа, которые позволяют определить меру воздействия человека на особо охраняемые природные территории. В них учитывалось наличие городских центров, дорог, пастбищ, сельскохозяйственных угодий, водных путей и ночного освещения. Экологи оценили влияние каждого фактора на охраняемые объекты по шкале от 1 до 10, а затем вычислили суммарный коэффициент «человеческого давления». Если он был выше 4, экологи считали, что территория подвергается сильному воздействию со стороны людей.

Оказалось, что примерно 32,8 процента охраняемых земель (порядка шести миллионов квадратных километров) подвергается значительному воздействию, причем половина объектов в принципе включают только «угнетенные» территории. Больше всего страдают заповедники и парки Южной Азии, Западной Европы и Африки. Почти полностью нетронутыми оказалось только пять тысяч охраняемых областей — большинство их них находится в России и в Канаде. Объекты, где установлены строгие правила и полностью или почти полностью запрещена экономическая деятельность (природные заповедники и национальные парки) показали намного меньший коэффициент «человеческого давления». При этом на территориях меньшего размера наблюдался более сильный экологический след.

Авторы работы отмечают, что с последнего Саммита Земли, прошедшего в 1992 году, «человеческое давление» как на планету в целом, так и на охраняемые регионы усилилось. Особенно это касается заповедников, которые были созданы до принятия конвенции о биологическом разнообразии — антропогенное воздействие возросло примерно в половине из них. В связи с этим ученые призывают улучшить охрану районов, которые считаются наиболее ценными для защиты природы.

Чемпионом по биоразнообразию считается Амазония — новый вид здесь открывают каждые два дня. Многие виды флоры и фауны Амазонии являются эндемическими — то есть обитают только здесь. Отчасти разнообразию (по крайней мере, растений) способствует то, что у тропических видов разные циклы воспроизводства, и успехи каждого из них не зависят друг от друга.

Панцири черепах оказались летописью ядерных испытаний